Украинская металлургия: без газа

еще не договорились с металлургами о ценах на руду на этот год, однако уже сейчас ясно, что роста стоимости ЖРС не избежать, и составит он около 20—30%.

Тем не менее, несмотря на возможный рост цен на металлопрокат, в 2017 году металлурги Украины, по всей вероятности, в целом не смогут существенно увеличить производство сталепродукции, хотя отдельные комбинаты, например, Азовсталь, заявляют о своих намерениях увеличивать выпуск проката. На рынках Юго-Восточных Азии не самая блестящая по качеству украинская сталь, скорее всего, будет обречена в борьбе с более дешевой китайской, который уже вовсю экспортирует металлопродукцию. Некоторые надежды украинские сталевары питают к вступлению страны во ВТО, однако, как показывает практика, это самое вступление — процесс весьма долгий и нудный. И, несмотря на прогнозы, согласно которым Украина уже в конце 2017 года станет членом этой почтенной структуры, представляется, что это случится не так скоро. В любом случае как минимум год украинским металлургам придется работать в условиях крайне жесткой конкуренции с Китаем на внешних рынках и высокой цены на газ.

В общем, согласитесь, что картину мы нарисовали довольно безрадостную. Однако человек в силу своей природы во всем стремится искать положительные моменты. Мы тоже попытаемся это сделать чуть ниже.

ГАЗОВАЯ КАМЕРА

Как известно, Украина и Газпром, в конце концов, договорились. Мы сейчас не будет смаковать подробности и нюансы сделки, отметим лишь, что, по сути, все стороны остались довольны результатом. Кроме, разве что, некоторых украинских политиков, стремящихся использовать ситуацию «чем хуже — тем лучше» с выгодой для себя. На границе с Украиной газ для украинских промышленников будет стоить 95 долл. за 1000 м3. Газ пром же будет продавать голубое топливо компании RosUkrEnergo AG (совместное предприятие Газпромбанка и Raiffeisen Investment), которая назначена поставщиком газа для Украины, по 230 долл. за 1000 м3. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на источник в Газпроме, разница в цене

 

российского газа, получаемого RosUkrEnergo от Газпрома, и цене газа, реализуемого этой компанией украинской стороне, будет компенсирована за счет включения в баланс RosUkrEnergo более дешевого газа туркменского, узбекского и казахстанского происхождения.

Львиную долю газа Украина покупает в Туркмении, однако и российская составляющая весьма существенна.

Предприятия горнометаллургического комплекса Украины потребляют около 10 млрд м3 газа, химическая промышленность — 8,5 млрд м3, остальное приходится на долю машиностроения и других отраслей. Здесь необходимо заметить, что украинская металлургия — одна из наиболее отсталых в мире по внедрению энергосберегающих технологий. На единицу выпускаемой продукции расходуется в

5—6 раз больше энергетических ресурсов, чем в развитых индустриальных странах, и в два раза больше, чем в России. Поэтому единственный выход для украинской металлургии — переход на использование альтернативных энергетических ресурсов (например, пылеугольное топливо) а также отказ от энергоемких мартеновских печей и переход на непрерывную разливку стали. Однако для этого потребуется много времени и средств: около 3—5 лет и 7—8 млрд долл. инвестиций. Энергетические расходы в себестоимости металлургической продукции составляют около 35%. В случае увеличения стоимости газа, соответственно, вырастет и себестоимость продукции украинского ГМК. Сейчас до конца неясно, по какой цене газ будет поставляться непосредственно на украинские металлургические предприятия. Ведь 95 долл. за 1000 м3 — это стоимость газа на границе России с Украиной. Учитывая расходы на транспортировку, с некоторой долей уверенности можно утверждать, что предприятия будут получать газ по цене около 120—130 долл. за 1000 м3. Если учесть, что доля природного газа в себестоимости производства металлопродукции составляет около 10%, то о можно спрогнозировать, что себестоимость металлопродукции может увеличиться на 15—20%. Очень неприятные цифры. Но пора бы вспомнить и об обещанном позитиве. Представляется, что ситуация с ценами на газ выглядит критичной лишь на первый взгляд и в краткосрочной перспективе. Если же заглянуть в будущее, то все может быть не так уж и плохо. Этот прецедент должен заставить владельцев украинских металлургических предприятий существенно увеличить инвестиции в модернизацию производства. Готовы ли украинские металлургические олигархи к этому — пока непонятно. Как уже говорилось выше, отрасль — одна из самых отсталых. До сих пор доля энергоемких мартеновских печей в общем выпуске стали составляет около 50%. Ситуация с газом может расшевелить украинскую металлургию и принести сюда большие деньги. Обновление производства необходимо отрасли как воздух. Это приведет к снижению себестоимости продукции, улучшению финансовых показателей и повышению интереса потенциальных инвесторов к металлургическим активам Украины. Случится ли так на самом деле или так и останется несбывшимся прогнозом на бумаге — покажет время.

 

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.