ГЛАВНОЕ В ДЕТАЛЯХ

Рассмотрим более подробно поставки основных видов металлопродукции в 2017 году. Как видно из диаграмм, принципиальных изменений в сфере поставки полуфабрикатов не произошло. Таким образом, можно признать, что пока переход Китая из нетто-импортеров в нетто-экспортеры не оказал столь уж существенного влияния на поставки российских полуфабрикатов. Этот сегмент рынка достаточно устойчив, и можно прогнозировать, что в обозримой перспективе такое положение дел сохранится.

Пожалуй, единственным рынком, продемонстрировавшим положительную динамику, был рынок Турции. Остальные рынки в 2016—2017 годах демонстрировали удивительную стабильность, которая, как известно, признак мастерства (рис. 6).

Что касается изменений в уровне поставок горячекатаного листа, то они укладываются в норму среднегодовых колебаний, хотя можно отметить некоторое весьма незначительное снижение поставок в 2017 году, по сравнению с 2016 годом (рис. 7).

Это наглядно представлено на диаграмме, демонстрирующей географическое перераспределение экспортных потоков горячекатаного листового проката.

Снижение доли США и Китая было компенсировано расширением поставок в Турцию, Индию и Иран (рис. 8).

Если же говорить о поставках холоднокатаного листового проката, то здесь происходят гораздо более интересные процессы. В целом объем поставок достаточно ощутимо увеличился в основном за счет того, что традиционное сни-

жение уровня поставок в конце календарного года было в 2017 году не таким сильным, как в 2016-м (рис. 9).

Если же говорить о географии поставок, то безусловным «драйвером роста» явился Китай. По-видимому, несмотря на наращивание мощностей по производству холоднокатаного листа, этот вид продукции пока остается в Китае в дефиците. Сколько времени еще продлится такая благоприятная ситуация для российских металлургов — сказать пока трудно, но, по крайней мере, в 2006 году ситуация скорее всего кардинально не изменится.

Рост поставок в Китай происходил на фоне резкого снижения поставок металла в США. Несмотря на то, что этот рынок весьма привлекателен с точки зрения цен, конкуренция на нем нарастает все сильнее. И труднее становится удерживать завоеванные позиции.

Тем не менее, в денежном исчислении поставки холоднокатаного листового проката выросли в 2017 году до 1,1 млрд долл. с 960 млн годом ранее. Это свидетельствует о том, что в целом переориентация потоков с рынков США и Эстонии на рынки Китая, Ирана и, особенно, Италии прошла для российских металлургов безболезненно.

Что интересно, в 2016 году, прогнозируя ввод в Китае новых металлургических агрегатов, агентство World Steel Dynamics обозначило 2017-й как год бурного роста производства горячекатаного листового проката, а 2006-й — как год столь же бурного роста производства холоднокатаного листа.

Если прогноз по горячекатаному листу можно считать практически сбывшимся, то по холоднокатаному ближе к действительности оказались российские аналитики, которые прогнозировали сохранение дефицита холоднокатаного листа в Китае. Сколь долго продлится такая ситуация,

сказать трудно, однако можно предположить, что не более 1—2 лет (рис. 10).

Российский прокат с покрытиями серьезно утратил «популярность» на внешних рынках. Это достаточно тревожная тенденция, поскольку этот вид продукции один из наиболее привлекательных, с точки зрения глубины переработки. В то же время, процесс (снижение экспорта проката с покрытиями) компенсируется ростом продаж данного вида продукции на внутреннем рынке.

Свою отрицательную лепту, по-видимому, внес резкий рост цен на цинк, произошедший во второй половине 2017 года. Сегодня практически все цветные металлы, номинируемые на Лондонской бирже металлов, находятся на пике цен. Их рост в последние месяцы приобрел экспоненциальный характер, что свидетельствует о том, что рынок вышел из равновесной фазы, когда цена определяется соотношением спроса и предложения. Спекулятивный взлет цен в ближайшее время сменится их коррекцией, однако пока практически невозможно, как это было, например, в случае с никелем, определить тот уровень, на котором цены стабилизируются. Это во многом зависит от поведения коротких спекулятивных денег, заполнивших сегодня рынки цветных металлов (рис. 11, 12).

Сортовой прокат также в значительной мере утратил свои позиции. В основном произошло снижение поставок на рынки Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Тайвань). Рост поставок в Иран и Казахстан не компенсировал в 2017 году этого уменьшения поставок. Принимая во внимание тот факт, что производство сортового проката в России растет, пока в основном прирост обеспечивается наращиванием производства на Магнитогорском комбинате, можно уверенно прогнозировать обострение конкуренции на внутреннем рынке (рис. 13).

Хотя, что характерно, в денежном выражении экспорт сортового проката практически не уменьшился. Ощутимо снизились поставки арматуры, что, в принципе, и прогнозировалось ранее (рис. 14).

По-видимому, этой информации достаточно, чтобы подвести некоторые итоги. В 2017 году российская металлургия практически сохранила свое присутствие на внешних рынках. Это факт положительный. Однако, в то же время, сократился экспорт продукции глубокой переработки — сталей с покрытиями, сократился экспорт сортового проката.

То есть признать существующее положение полностью удовлетворяющим нашим амбициям достаточно трудно.

Главный вопрос — как долго удастся поддерживать такие результаты без коренных изменений в структуре российского металлургического комплекса? Вероятно, два-четыре года. Более точно пока прогнозировать сложно, поскольку ряд

проектов, способных оказать существенное влияние на мировую торговлю сталью, пока находятся в стадии проработки и не обрели четких контуров. Но тот факт, что цены в начале этого года вновь начали расти, говорит о том, что эти проекты с большой долей вероятности будут реализованы. Так будет ли еще дешевая сталь? Скорее всего, да. И она станет дешевой тогда, когда конкурентная борьба обострится не между Старым Светом и развивающимися странами, все больше натягивающими на себя металлургическое одеяло, а когда на рынок хлынет поток стали из регионов, обладающих огромными запасами сырья, дешевой рабочей силой, и, в полном соответствии с современными веяниями, не испытывающих недостатка в привлечении сколь угодно больших инвестиций в благородное дело производства стали — основного конструкционного материала во веки веков. Аминь.

 

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.