В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

Жизнь не стоит на месте, а тот, кто пытается это делать отстает от нее. Приходится менять методы, подходы и корректировать мировосприятие. Если говорить о рынке, то пока на некоторое время следует воспринимать его через призму «японских свечей» — одной из форм индикации фондовых рынков.

Нам, хотя это и не является нашим профильным видом деятельности, следует делать то же самое. Деваться некуда. Все цены завязаны в один узел, к которому неприменим метод развязывания гордиевых узлов — в этом случае все разлетится в разные стороны и последствия будут, скорее всего, весьма печальны.

Придется методично, нитка за ниткой распутывать сформировавшееся хитросплетение экономических интересов стран, финансовых групп и компаний, по возможности сохраняя здравомыслие и не отвлекаясь на бесполезную панику при резких колебаниях цен как вверх (паника потребителей), так и вниз (аналогичное состояние производителей).

Примем как постулат — рано или поздно рынок стабилизируется, будут сформированы новые ценовые коридоры, в рамках которых цена будет колебаться в соответствии с нормальным экономическим циклом. В процессе формирования этих коридоров оформятся новые лидеры рынка, череда слияний и поглощений выдаст новый масштаб металлургических компаний, новый уровень рыночных долей.

Но путь к стабильности, вероятнее всего, будет непрост — амплитуда колебаний нарастает с каждым днем.

А пока — ужин при свечах (при японских свечах).

Целью этой статьи не является создание долго- или среднесрочного прогноза цен на основные сырьевые товары, номинируемые на различных биржах. Это дело специалистов, оснащенных специальным инструментарием, методиками и мировым авторитетом. Хотя и они, со всем этим багажом, похоже, потеряли былую уверенность в результатах собственных изысканий. Сколько раз за последнее время приходилось читать что-нибудь вроде: «Сегодня новостной фон благоприятен, цены на нефть остаются высокими, поэтому мы прогнозируем рост… рынка. Однако нельзя исключать возможности

того, что некоторые игроки решат зафиксировать прибыль». Знакомо? Вот-вот. А как иначе — на высоковолатильном рынке попадание с вероятностью 50% уже неплохой результат. Как сказал один новый начальник аналитического департамента одной компании: «До сих пор вероятность верных прогнозов составляла у нас 40%. Я знаю, как легко повысить ее до 60%». Это не так далеко от действительности. Тогда зачем? Затем, чтобы постараться понять — что происходит, как долго еще продлится вакханалия на рынках, полезна ли она для основных участников (хотя на этот вопрос ответ, пожалуй, очевиден). Следует ли просто плыть на текущих волнах, либо, все же, пытаться привнести организую-

щее начало в ценовые тренды. Вот примерный список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ.

В конце концов, просто понять — на каком свете мы живем. Что такое медь по 9000 долл. — это сверхпроводник? Или материал для космических кораблей? А никель по 21 000 долл. — нержавеющая сталь из него не ржавеет никогда? Ни в каких средах?.. Можно еще спросить про алюминий по 3000 долл. — он что, стал легче? Или прочнее?

Нет, нет, нет, нет и еще раз нет. Но цена-то есть, а ведь это объективная реальность, данная нам в ощущениях через толщину кошелька. То есть цена, с этой точки зрения, материальна, а значит — первична. В то же время, поскольку реального роста спроса она не отражает, сильна спекулятивная составляющая, значит, не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. И не просто сознание, а переполненное буйными фантазиями. Просто квантово-волновой дуализм какой-то.

Если бы за прогнозы приходилось отвечать по всей строгости закона, то сегодня не осталось бы ни одного прогнозиста на свободе, кроме тех, у кого традиционно «рынок продолжит рост, хотя мы не исключаем…». Но эти прогнозы принимать в расчет все равно невозможно, поэтому будем пытаться говорить только в категориях хотя бы минимальной определенности.

Что подвигло нас сегодня на то, чтобы вопреки логике (разуму) все же «прокукарекать», а не выждать до того момента, когда ситуация окончательно определится? Во-первых, тот факт, что следующий журнал выйдет только в начале сентября. Срок большой, к тому моменту, с большой долей вероятности, рынок уже определится в своем движении, по-

этому писать будет поздновато. Констатация свершившихся фактов дело не только безубыточное, но и бесприбыльное.

Чем черт не шутит — дадим прогноз и проверим его практикой. Если глобально ошибемся, объявим себе строгий выговор с занесением и отстранением на два года (по аналогии с ГАИ) от управления средством массовой информации, ставшим в силу амбиций средством массовой дезинформации.

Если попадем в точку — вот тогда покуражимся, будем бегать кругами и кричать, что мы самые умные в окрестности, зазнаемся, потеряем ощущение реальности, начнем раздавать прогнозы направо и налево и, в силу низкого качества зазнайских прогнозов, все равно будем перемещены «в иг-нор». Куда ни кинь — везде клин, а руки чешутся.

Ведь на наших глазах в мире действительно что-то происходит. Происходит, несмотря на раздающиеся со всех сторон заклинания о том, что рост цен будет вечным по большинству товарно-сырьевых позиций. Обоснования даются довольно-таки развернутые, включающие в себя в большей степени политические факторы, финансовые тенденции. Спрос и потребление не слишком принимаются во внимание, по крайней мере, в большинстве аналитических материалов фактор снижения спроса на фоне роста цен рассматривается не слишком внимательно. Дефицит берется по балансу, экстраполированному из предыдущих периодов (поскольку данные по потреблению всегда публикуются со значительным опозданием — до полутора лет), считается, что покупатели с легкостью переадресуют рост своих издержек на своих потребителей либо поступятся частью своей прибыли.

А нам кажется, что чудес не бывает.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.