РАСПРЕДЕЛЯЯ — ВЛАСТВУЕШЬ

Но и это еще не все факторы, которые стоит учесть. Гораздо важнее для будущего прогноза учитывать ту самую «новую парадигму рынка стали». Ведь сами по себе процессы консолидации, помимо получения контроля над рынком, приводят еще и к другим «побочным» (причем не всегда отрицательным) эффектам. Речь, прежде всего, идет о возможностях глобальных компаний и игроков диверсифицировать собственное производство. Получив контроль над региональным рынком (например, ЕС), глобальный игрок может на базе своих предприятий провести ревизию их эффективности. Работая на рынке дорогой электростали (учитывая тарифы на электроэнергию в ЕС), проще минимизировать затраты на выпуск полуфабрикатов, передавая заказы второстепенным игрокам, специализирующимся на производстве «вала» (например, российским и украинским), а самим сосредоточится на производстве высококачественного проката с высокой добавленной стоимостью.

Тем более что «глобальность» участника является одновременно и его гарантией от недружественного роста конкуренции со стороны других производителей, и возможностью формировать необходимую по уровню рентабельности цену для производителя. Здесь в ход идут и ценовые войны, и поддержка правительства, и требования профсоюзов «оградить потребителей от дешевой демпинговой стали», и ограничения собственного производства для точ-

ной балансировки рынка. Для производителей «вала» концентрация на низком переделе — выход. Обладая внутренними конкурентными преимуществами (тарифы на энергию, источники сырья, перенос центров прибыли из сырьевого сегмента в стальной в зависимости от изменений внешней конъюнктуры и т.п.) и избыточными (вдвое, а то и втрое) по отношению к собственному потреблению мощностями, наличие гарантированных и стабильных рынков

сбыта является причиной устойчивого роста как объемов производства, так и финансовых показателей и капитализации компаний из стран-производителей «вала».

Все это в совокупности, а также возможности по ограничению производства с целью поддержать проседающие цены, и формируют новые конкурентные преимущества для производителя стального проката и определяют круг факторов, которые стоит учитывать при составлении прогноза. Причем, масштабируя этот процесс на ситуацию внутри России, можно заметить схожие процессы. Недавний рост цен на некоторые сортаментные позиции арматуры в стране объяснялся «резким ростом спроса и отсутствием адекватного предложения», что довольно странно, учитывая профессионализм маркетинговых служб предприятий и их постоянный мониторинг ситуации.

Учтем все вышесказанное и попробуем тезисно сформировать основные тенденции, которые будут определять в долгосрочной перспективе развитие рынка стали и цены на металлопрокат.

Среди влияющих факторов, по нашему мнению, стоит отметить следующие:

международное разделение труда и перенос центров по-луфабрикатного производства в низкозатратные регионы;

укрупнение металлургических групп и постепенная оли-гополизация рынка, по крайней мере, в рамках отдельно взятых регионов;

активный выход сырьевых компаний на рынок производства стали;

сокращение темпов роста производства стали в мире до 2—3% в год, что соответствует долгосрочному уровню устойчивого развития экономики и промышленного производства по странам.

Итак, учет всех вышеприведенных факторов, а также балансов региональных рынков стали, позволяет сформулировать прогноз цен на стальную продукцию в мире в краткосрочной и среднесрочной перспективе (табл. 2, рис. 10).

Вообще ожидаемый уровень годовых цен в 2017 году окажется не ниже прошлогоднего. Вместе с тем, с учетом более интенсивного роста цен на сырьевые материалы рентабельность работы металлургических групп будет ниже прошлогодней, и лишь российские металлургические компании, имеющие в своем составе горнорудные активы, смогут извлечь всю пользу из неплохой рыночной конъюнктуры. Отдельно стоит отметить, что следующий год будет менее радостным (с точки зрения роста цен) и принесет снижение стоимости стального проката. Пока ожидаемое сокращение цен не прогнозируется больше 5— 10%, но основной вклад в процесс возможного снижения может быть внесен непрогнозируемыми факторами, и, прежде всего, спекулятивными. Основа текущего роста цен кроется не столько в фундаментальных параметрах, характеризующих отношение спроса/предложения металла, а в спекулятивных факторах, отражающих борьбу мировых валют и разные динамики роста региональных экономик, а также в процессе глобализации рынка. И самый наглядный пример этому — разрыв между темпами роста цен на нержавеющую сталь и ее основные компоненты — никель и хром. Подобный перегрев рынка, характерный, в общем-то, и для рядового проката, может быть в значительной степени скорректирован конъюнктурными изменениями, что в конечном итоге приведет к общему снижению цен на сталь даже при возможном сохранении высокого спроса на металл в мире.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.