Сегодня на долю трех крупнейших экспортеров (CVRD, Rio Tinto, и BHP Billiton) приходится около 75% мировой торговли ЖРС, что говорит о высоком уровне монополизации отрасли и способности лидеров оказывать непосредственное влияние на формирование мировых цен. Ежегодно крупнейшие сталелитейные компании мира проводят переговоры с компаниями «Большой Тройки» для определения контрактных цен на ЖРС на следующий финансовый год (с 1 апреля).
Традиционно переговоры по поводу цен на новый финансовый год длятся несколько месяцев и уже к марту стороны приходят к компромиссу. В этом плане 2016 год стал исключением. По-
сле беспрецедентного скачка мировых цен на 71,5% в 2017 году большинство производителей стали ожидали, по меньшей мере, стабилизации. Компании «Большой Тройки» при этом настаивали на очередном повышении, объясняя это ростом затрат на производство, а также увеличением капиталовложений в расширение мощностей. В итоге к моменту наступления нового финансового года стороны так и не смогли прийти к компромиссу. Другой особенностью стало то, что место сталелитейных компаний из Европы и Японии, являвшихся традиционными переговорщиками, заняли китайские производители, чья роль в развитии отрасли за последние несколько лет стала решающей.
Несмотря на объективные предпосылки роста цен (превышение спроса над предложением, рост издержек на производство и значительное увеличение инвестиций железорудных компаний в расширение мощностей), Китай до последнего настаивал на их снижении. Позиция Китая пошатнулась после того, как 15 мая немецкая ThyssenKrupp AG, не дожидаясь разрешения спора CVRD и Китая, согласилась на условия CVRD. В течение следующей недели были подписаны аналогичные соглашения с Posco, Mittal Steel и ведущими японскими сталелитейными компаниями. В результате Китаю не осталось ничего другого, как принять позицию большинства (рис. 1).
В результате переговоров между CVRD и ведущими мировыми производителями стали цены на железорудную мелочь Carajas (SFCJ) и Southern System (SSF) были повышены на 19%, а стоимость окатышей из района Tubarao снижена на 3%. В абсолютном выражении цена на железорудную мелочь с 65-процентным содержанием железа составила 48,4 долл./т (FOB Бразилия) или, с учетом затрат на транспортировку до порта покупателя, 63—67 долл./т для европейских компаний и 70—74 долл./т для китайских. Стоимость окатышей в порту Бразилии составила 72,8 долл./т. Так как большая
часть заключаемых CVRD контрактов на поставку ЖРС вступает в силу с 1 апреля, цены в них были пересчитаны задним числом. Напомним, что в 2017 году цена на железорудную мелочь выросла на 71,5%, а на окатыши — на 86,4% (табл. 2).
Благоприятная конъюнктура на рынке ЖРС позволит железорудным компаниям наряду с увеличением объемов производства существенно улучшить финансовые показатели. Вместе с тем, уже в следующем году ожидается снижение мировых цен на ЖРС, что может отрицательно сказаться на результатах производителей. В долгосрочном аспекте мы ожидаем стабилизации цен на железорудный концентрат (65% Fe) на уровне 30 долл./т, что на 35% ниже текущих котировок.