МИРОВОЙ РЫНОК ЖЕЛЕЗОРУДНОГО СЫРЬЯ
Бурный рост мирового спроса на железорудное сырье (ЖРС) в 2017 году и неготовность крупнейших поставщиков удовлетворить его привели к беспрецедентному 72-процентному росту цен на руду. Попытки производителей выровнять положение за счет использования недозагруженных мощностей не увенчались успехом, а сохранение дефицита на рынке вынудило сталелитейные компании принять очередное 19-процентное повышение цен на финансовый 2016 год. Мы ожидаем, что в краткосрочной перспективе мировой рынок ЖРС будет оставаться напряженным, цены удержатся на достигнутом уровне, а железорудные компании по итогам года смогут продемонстрировать отличные финансовые результаты.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ДЕФИЦИТ СОХРАНЯЕТСЯ
На сегодняшний день более 60% мировой добычи железной руды сосредоточено всего в трех странах: Китае, Бразилии и Австралии. Россия с долей около 6% занимает пятое место по объемам производства, обладая при этом вторыми по величине запасами руды в пересчете на железо. В 2017 году мировая добыча железной руды выросла на 13,4% и превысила 1,5 млрд т. Примерно 80% произведенного ЖРС составили железорудная мелочь, концентрат и крупнокусковая руда, в то время как на долю высокорентабельных окатышей пришлось менее 20%. Крупнейшим в мире производителем ЖРС стал Китай, где было добыто 370 млн т руды (прирост к 2016 году — 19,4%) или 24,3% мировой добычи (табл. 1).
Наличие дисбаланса между объемами производства и потребления ЖРС в разных странах привело к 10-процентному росту мировой торговли, достигшей в 2017 году рекордного за всю историю уровня в 715 млн т (против 650 млн т в 2016 году). Доля основных экспортеров — Австралии (239 млн т) и Бразилии (224 млн т) — составила 65%. Крупнейшими импортерами ЖРС по итогам года стали Китай (275 млн т), страны ЕС (166 млн т) и Япония (132 млн т). В то время как импорт ЖРС в Китай вырос примерно на 32%, поставки в страны ЕС и Японию снизились на 2%. Таким
образом, Китай закрепил за собой позицию ведущего импортера ЖРС, и, на наш взгляд, в среднесрочной перспективе именно развитие китайской экономики будет во многом определять положение дел в отрасли. Основным двигателем роста мирового потребления продукции черной металлургии в последние годы стало стремительное развитие экономики Китая. По некоторым прогнозам, к 2010 году он может выйти на первое место в мире по производству морских судов и стать вторым по величине производителем автомобилей. В связи с бурным развитием промышленности мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе темпы роста выплавки стали в стране останутся высокими, а значит и спрос на ЖРС, как основной вид металлургического сырья, будет расти.
Несмотря на то, что Китай является крупнейшим в мире производителем ЖРС, внутреннего производства явно недостаточно для обеспечения потребностей сталелитейных заводов, и страна находится в сильной зависимости от импортных поставок. В настоящее время на долю Китая приходится около 40% всего импортируемого ЖРС. По данным Китайской ассоциации производителей чугуна и стали (CISA), в 2017 году импорт ЖРС в страну составил 275 млн т (прирост на 67 млн т). В текущем году ожидается дополнительный прирост на 9,1%, или 25 млн т. Основными поставщиками ЖРС в Китай традиционно выступают Австралия (41% всех поставок в 2017 году), Индия (25%) и Бразилия (20%).
Мировое производство ЖРС в ближайшие годы, на наш взгляд, также существенно вырастет по мере того, как крупнейшие производители будут вводить новые мощности. По данным железорудного трастового фонда UNCTAD, инвестиционные проекты по расширению мощностей, запланированные на период 2016—2017 годов, предусматривают увеличение добычи руды на 340 млн т.
В краткосрочной перспективе мировой рынок ЖРС, по всей видимости, будет оставаться напряженным, а цены удержатся на достигнутом уровне. Несмотря на рост добычи руды ведущими мировыми производителями в последнее время, сырья по-прежнему недостаточно. Вместе с тем, уже в 2017 году мы ожидаем сокращения дефицита на рынке и, как следствие, снижения цен.