В настоящее время перед производителями из стран СНГ стоит несколько вызовов:
■ Ограничение возможностей экспорта в азиатский регион.
Частичная потеря основного экспортного рынка в ближайшей перспективе остро стоит на повестке дня основных ста-лепроизводителей СНГ. Около половины всей производимой в регионе продукции черной металлургии экспортируется в Дальнее Зарубежье. Около половины объемов экспорта, или около 30 млн т, направляется в азиатский регион (без учета стран Ближнего Востока). Прежде всего речь идет о таких странах, как Китай (объем экспорта из России, Украины и Казахстана в Китай вместе с Тайванем в 2014 году составил около 11 млн т), Таиланд (2 млн т), Республика Корея и Вьетнам (по 1,5 млн т) (рис. 5).
Рост мощностей в Китае и связанное с ним наращивание экспорта китайских производителей (прежде всего в близлежащие азиатские страны) будет означать, что существенная доля этого рынка для производителей из стран СНГ будет утеряна. Следовательно, металлургическим компаниям стран СНГ нужно будет искать себе новое «место под солнцем». Поэтому в настоящее время производители присматриваются к странам Ближнего Востока и другим рынкам, включая африканские страны. Однако появления нового растущего рынка по масштабам сопоставимого с китайским в обозримой перспективе не предвидится, поэтому речь, прежде всего, пойдет о переориентации на более зрелые рынки, в частности — рынки европейских стран. Правила игры и факторы успеха на этих рынках отличаются от ситуации на китайском, и к ним нужен другой подход с точки зрения как сервиса, так и предлагаемого сортамента и уровня качества продукции.
■ Рост требований к уровню сервиса и организации сбыта на внутреннем рынке.
В условиях повышения конкуренции на экспортных рынках и отсутствия в перспективе такого «локомотива» потребления стали, каким в течение последних лет являлся Китай, значение внутреннего рынка не может не возрасти. С учетом темпа роста ВВП на 6—7% в год в России и не менее высоких показателях роста в Украине (до 2015 года) и Казахстане, сохраняется надежда, что именно рост внутреннего рынка поглотит избыточные объемы производства стали и позволит загрузить мощности, высвобождающиеся в результате сокращения возможностей экспорта в Азию. К сожалению, эти два процесса не развиваются синхронно: если азиатский рынок будет в существенной степени утерян уже в ближайшие год-два, то рост потребления стали на внутреннем рынке сможет дать сопоставимый по объемам эффект лишь лет через пять (при условии сохранения нынешних темпов роста). При этом не следует воспринимать положение на внутреннем рынке как данность. Битва за внутренний рынок будет выиграна теми производителями, кто сможет подготовиться к его тенденциям — здесь, как и в борьбе за внешние рынки, потребуется перестроиться в плане предлагаемого сортамента, качества продукции, регионального присутствия и уровня сервиса. Основными отраслями-потребителями металлургической продукции являются машиностроение, автомобилестроение, строительство и химическая промышленность. Возьмем для
примера одну из этих отраслей, являющуюся одной из ключевых для металлургов, — автомобилестроение. Ландшафт этой отрасли в течение ближайших лет существенно изменится. Если в 2015 году АвтоВАЗ еще играет доминирующую роль в объемах производства и парка автомобилей, то к 2010 году, по прогнозам, до половины производимых на территории России автомобилей будет выпускаться иностранными производителями, такими как Ford, Toyota, Hyundai, Renault и др. (рис. 6). Они будут предъявлять иные требования к своим поставщикам, особенно в вопросах уровня степени готовности продукции и дополнительной обработки, уровня сервиса, сроков поставки. Осознавая эти тенденции, ряд производителей, в частности Северсталь, Мечел и Евразхолдинг, начали активно развивать собственные сети сервисных центров на территории России. Потенциал сервисных центров достаточно высок — в России доля региональных торговцев в потреблении составляет лишь 18% по сравнению с 67% в Западной Европе и около 50% в США (рис. 7).
Частичная утрата преимуществ по затратам.
В настоящее время произвести тонну стали в России стоит дешевле не только, чем в США и Западной Европе, но и в Китае. К основным источникам преимущества относятся стоимость металлолома, энергии и рабочей силы, а также транспортные затраты. Существенные объемы предложения металлолома в России при ограниченных возможностях экспорта (как вследствие государственного регулирования, так и в связи с ограниченными мощностями портов и высокой стоимостью транспортировки) позволяют прогнозировать, что цены на лом на внутреннем рынке достаточно долго будут оставаться на относительно низком уровне — таким образом, преимущество по цене лома в среднесрочной перспективе сохранится. Этого нельзя сказать о стоимости энергии, рабочей силы и транспортировки. Стоимость этих факторов производства к 2010 году существенно возрастет, в результате чего производство тонны стали в России, по прогнозам, будет стоить уже почти столько же, как в США (рис. 8).
Таким образом, существующее преимущество по стоимости факторами производства российскими производителями будет утеряно. Следовательно, остается либо производить более эффективно, либо ориентироваться на продукцию с более высокой добавленной стоимостью, которая позволит зарабатывать деньги даже при более высоких затратах.
■ Дальнейшая консолидация и глобализация отрасли.
Остается мало сомнений в том, что глобальная консолидация отрасли продолжится. Несмотря на волну слияний и поглощений последних лет, уровень концентрации в черной металлургии пока существенно ниже, чем в соседних отраслях цепочки
стоимости. В производстве руды сегодня три крупнейших компании контролируют три четверти мирового производства. В основных отраслях-потребителях уровень концентрации также достаточно высок. Так, в автомобилестроении примерно две трети мирового производства приходится на пять крупнейших производителей. В производстве бытовой техники и судостроении данный показатель составляет 35 и 30%, соответственно. В черной металлургии он пока еще на уровне 20%. Тенденции последних лет свидетельствуют, что этот разрыв в степени концентрации будет сокращаться (рис. 9). Участие российских производителей в процессе концентрации пока явно не было значительным. Это касается как консолидации внутри страны, так и вовлеченности в международные сделки. За исключением создания Евразхол-динга, в последние десять лет трудно говорить о существенных слияниях, затрагивавших крупнейших российских производителей. В отличие от мирового уровня, где, как обсуждалось выше, в первой пятерке за последние пять лет сменилось три игрока, пятерка основных игроков российского масштаба за тот же период осталась неизменной — это НЛМК, ММК, Северсталь, Мечел и Евразхолдинг. Зарубежные приобретения этих компаний также не были значительными. К числу основных приобретений в Дальнем Зарубежье можно отнести покупку Северсталью американской Rouge Steel Company и итальянской Lucchinni, приобретение Мечелом двух металлургических заводов в Румынии и трубного завода в Хорватии, Евразхолдингом — чешской Vitkovice Steel и итальянской Palini & Bertoli, Новолипецким металлургическим комбинатом — датской DanSteel. Эти приобретения не позволяют говорить об активной зарубежной экспании. В странах Центральной и Восточной Европы, в частности, российским производителям достались лишь небольшие заводы, крупнейшие же приватизационные тендеры были выиграны глобальными игроками, в первую очередь исключительно активной в регионе Mittal Steel (рис. 10).
При этом сами российские производители из-за своей разрозненности остаются небольшими в мировых масштабах. Объем производства крупнейшего российского производителя стали Евразхолдинга составил в 2014 году 13,7 млн т или 12% общего объема производства стали в странах СНГ. Единственным из крупнейших мировых сталепроизводителей, все основные металлургические активы которого сосредоточены в пределах одной страны, является японская JFE. Для сравнения, в 2014 году JFE произвела 32 млн т стали, что составило 28% объема всего японского объема выплавки стали (Япония производит столько же стали, сколько все страны СНГ вместе взятые, — 113 млн т). Такой высокий уровень концентрации национальной отрасли позволяет японским металлургам играть в одной лиге с мировыми гигантами, даже несмотря на замкнутость в рамках своих границ. Российским производителям пока не удалось выйти на уровень международных «тяжеловесов» ни за счет участия в международных сделках, ни за счет концентрации отрасли внутри собственной страны.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Таким образом, на фоне изменений глобальной конъюнктуры российским производителям в ближайшие годы придется столкнуться с рядом вызовов, к числу которых относятся ограничение возможностей экспорта в азиатский регион, рост требований к уровню сервиса и организации сбыта на внутреннем рынке, частичная утрата конкурентных преиму-
ществ по затратам, дальнейшая консолидация и глобализация мировой черной металлургии.
Производители могут по-разному ответить на эти вызовы, однако очевидно, что реакция на них необходима и вряд ли может быть отложена «до лучших времен». Следует выделить четыре основных направления, в рамках которых может развиваться российская металлургическая отрасль:
■ Проведение масштабной реконструкции и модернизации производства. Переориентация на более зрелые рынки, а также рост уровень требований к качеству и степени обработки продукции на внутреннем рынке потребуют инвестиций — их рано или поздно все равно необходимо произвести, и, исходя из происшедших изменений в структуре отрасли, продолжать откладывать инвестиции будет все труднее.
■ Развитие регионального сервиса, предложение дополнительных услуг. Учитывая, что ряд производителей уже начали активную работу в этой области, в дальнейшем региональное присутствие будет необходимо, для того чтобы стать поставщиком важнейших потребителей продукции с добавленной стоимостью, в частности автомобилестроения и бытовой техники.
■ Концентрация отрасли внутри региона для достижения критической массы. Учитывая, что на сегодняшний день существует существенный разрыв в масштабах деятельности
между крупнейшими российскими компаниями и мировыми игроками и с учетом усложняющихся конкурентных условий (в том числе потери преимущества по стоимости факторов производства), российским металлургам потребуется либо выход на принципиально иные масштабы деятельности, либо превращение в «нишевых» игроков.
■ Развитие глобального присутствия, включая экспансию в перспективные регионы за рубежом для использования глобальных конкурентных преимуществ. К числу таких преимуществ относятся:
■ близость к локальным рынкам;
■ экономия на масштабах (маркетинг, закупки, капиталовложения, управление ноу-хау);
■ возможность удовлетворять потребности глобальных потребителей (в частности автопроизводителей) за счет близости к ним в регионах их присутствия.
Появление глобальных игроков, таких как Mittal Steel, имеющих присутствие практически во всех регионах, и их экспансия в Центральную и Восточную Европу, а также в страны СНГ (Украина, Казахстан), свидетельствует, что консолидация и глобализация является не веянием моды, а процессом, который уже изменил и будет продолжать изменять лицо отрасли, и который, по-видимому, не обойдет также российских производителей.