Степень горизонтальной интеграции в металлургической отрасли

Степень горизонтальной интеграции в металлургической

отрасли стран СНГ невысокая. Металлургические предприятия почти не участвуют в крупных международных холдингах (за исключением Карагандинского и Криворожского меткомбинатов), отдельные российские металлурги владеют металлургическими активами за рубежом,

и есть пример совместного предприятия российского холдинга с компанией Arcelor. Соответственно, металлурги стран СНГ не могут в полной мере воспользоваться вышеперечисленными преимуществами глобальных международных компаний.

В структуре экспорта металлопродукции 56% составляет чугун и п/ф (рис. 6).

Большинство стран ограничивают доступ продукции с высокой добавленной стоимостью на свои внутренние рынки рынки. Без ограничений можно экспортировать только полуфабрикаты, и даже вступление России, Украины и Казахстана в ВТО не изменит эту ситуацию.

В настоящий момент на долю стран СНГ приходится около 35% международной торговли полуфабрикатами. Обойти таможенные барьеры, воздвигаемые на пути продукции высоких переделов из СНГ, можно, только если металлурги стран СНГ станут составной частью крупных международных компаний, имеющих производства в соответствующих странах.

Степень горизонтальной интеграции горнорудных предприятий СНГ, работающих на свободном рынке ЖРС, также

невысокая (рис. 7). Отрасль сильно раздроблена. Все вместе взятые горнорудные предприятия стран СНГ добывают железной руды меньше, чем одна компания CVRD.

Из-за избыточности национальных рынков данные предприятия вынуждены поставлять на экспорт значительную часть объемов производимой продукции (рис. 8).

Существенное увеличение объемов выплавки стали и потребления ЖРС в СНГ маловероятно, поэтому дальнейшее развитие горнорудной отрасли может осуществляться в основном за счет увеличения присутствия на рынках дальнего зарубежья.

Основными рынками для поставщиков ЖРС из СНГ являются Китай и страны Восточной Европы (рис. 9).

До 2015 года китайские металлургические компании действовали на международном рынке руды разрозненно, но в настоящее время они проводят единую политику в области закупок железорудной продукции и ведут пере-

говоры в первую очередь с крупнейшими международными поставщиками железной руды.

В Восточной Европе завершается процесс поглощения местных металлургических активов крупными металлургическими холдингами. Если в 2011 году в Восточной Европе лишь 14% стали выплавлялось на предприятиях, принадлежащих крупным холдингам, то в 2015 году уже 63%.

Для крупных металлургических холдингов предпочтительнее работа с крупными поставщиками руды, с которыми заключаются долгосрочные контракты (на 5—10 лет). Такие контракты предусматривают обязательства с двух сторон и позволяют производителям железорудного сырья планировать развитие производства на 5—10 лет вперед, а потребителям — иметь гарантии снабжения сырьем. Поставки по долгосрочным контрактам не всегда полностью покрывают потребности металлургических компаний, что заставляет их докупать необходимые объемы руды на свободном рынке. При ухудшении конъюнктуры крупные металлургические холдинги сокращают закупки в первую очередь у мелких поставщиков. Горнорудные предприятия России, Украины и Казахстана работают преимущественно по краткосрочным контрактам и несут риски серьезных колебаний спроса на свою продукцию. Например, в 2015 году объемы экспорта в Восточную Европу существенно сократились.

Таким образом, экспансия на внешних рынках для гор-

норудных предприятий СНГ в настоящее время затруднена, так как горнодобывающая отрасль раздроблена и отдельные предприятия не могут удовлетворять потребности крупных потребителей.

Содержание железа в рудах СНГ в 1,5—2 раза меньше, чем в бразильских и австралийских. Это вынуждает горнорудные предприятия стран СНГ проводить многоступенчатый процесс обогащения руд (рис. 10).

В результате себестоимость продукции у предприятий СНГ в 2—3 раза выше, чем у предприятий Бразилии и Австралии, а качество товарной продукции ниже.

Для повышения качества железорудной продукции до мирового уровня предприятия СНГ нуждаются в больших инвестициях, которые сложно привлечь небольшим по мировым меркам предприятиям.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что процессы консолидации, происходящие в мировой горнометаллургической отрасли, не могут не затронуть горнодобывающие и металлургические предприятия стран СНГ (рис. 11).

Участие горнометаллургических предприятий стран СНГ в крупных международных холдингах — вопрос времени. Процесс вхождения в крупные международные холдинги уже затронул горнометаллургические предприятия Казахстана и Украины. В ближайшее время эти процессы наверняка коснутся и российских предприятий.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.