2012 год
По сравнению с 2011 годом, конъюнктура мирового рынка черных металлов существенно улучшилась. В целом, развитие глобального рынка в 2012 году определялось следующими факторами:
■ рост видимого потребления металлопродукции;
■ сокращение складских запасов;
■ ограничение предложения металлургического сырья и энергоносителей с соответствующим ростом цен на них;
■ ликвидация и реорганизация неэффективных металлургических мощностей;
■ частичное ослабление протекционистских барьеров.
По оценке Международного института чугуна и стали, в 2012 году мировое потребление готовой продукции из черных металлов возросло на 6,5%. В эквиваленте горячекатаного листового проката объемы мировой внешней торговли (экспорт и импорт) увеличились на 4,9%, а видимое потребление листового проката — на 7,1%.
Экономические показатели США, ЕС и Японии (изменение ВВП +1,9%, +0,9% и -0,3%, соответственно) способствовали стабилизации потребления в этих странах на среднем уровне 2010—2011 годов.
Положительное влияние на экономику США и мира в целом оказало снижение курса доллара: его торгово-взвешен-ный индекс в 2012 году уменьшился на 13%. Объем промышленного производства в США сократился на 0,7%, что меньше снижения 2011 года (-3,5%). Заметный рост показало американское автомобилестроение: выпуск легковых автомобилей и легких грузовиков увеличился на 4,9%. На 8 процентов возросло количество закладок жилых домов. Видимое потребление готовой металлопродукции в Северной Америке увеличилось на 0,8%.
В ЕС отмечалось снижение объемов промышленного производства на 1%, количество регистраций новых автомобилей уменьшилось на 1,9%. Видимое потребление листового проката возросло только на 1%, а спрос на готовую металлопродукцию сохранился на уровне 2011 года. В Восточной Европе, включая страны СНГ, потребление готовой металлопродукции сократилось на 2,5% по отношению к 2011 году.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе наиболее активный рост потребления отмечался в Китае благодаря реализации правительством этой страны программ развития промышленности и инфраструктуры. Это стимулировало рост спроса со стороны автомобильной, строительной, судостроительной и др. отраслей. В результате потребление готовой металлопродукции в Китае в 2012 году выросло на 21,3%, листового проката — на 29%. Высокий спрос на черные металлы сопровождался рекордными темпами экономического развития: годовой прирост ВВП достиг 8%, а прирост объемов промышленного производства составил 21% при снижении потребительских цен на 0,8%. Высокий экономический рост в 2012 году демонстрировала также Южная Корея: ВВП вырос на 6,1%, количество лицензий на строительство жилых домов — на 19,8%, количество регистраций легковых автомобилей — на 21,2%. В целом, видимое потребление листового проката в Азии возросло на 4,7%, а совокупное потребление готовой металлопродукции — на 8,6%.
Экономический кризис в ряде стран Южной Америки, сопровождавшийся девальвацией национальных валют, привел к сокращению внутреннего потребления металлопродукции на 6,8% при усилении экспортной ориентации черной металлургии.
В странах Ближнего Востока отмечался рост потребления готовой металлопродукции на 11%, в то время как в странах Африки этот показатель не изменился.
2012 год был также отмечен активной консолидацией крупнейших производителей черных металлов в Северной Америке, Европе и Азии. В США образовался новый лидер отрасли — International Steel Group Inc, объединивший предприятия обанкротившихся LTV Steel, Acme Steel и (уже в начале 2013 года) Bethlehem Steel. Рынок ЕС после создания Arcelor стал контролироваться всего тремя корпорациями. Японские компании также движутся в направлении двухполюсной структуры отрасли: с одной стороны — JFE Holdings, с другой — Sumitomo, Nippon и Kobe Steel. Практически во всех примерах реорганизация способствовала повышению эффективности производства, а сокращение количества поставщиков укрепило их позиции в реализации ценовых повышений.
В течение 2012 года отмечалось значительное повышение мировых цен на металлургическое сырье: железную руду, коксующийся уголь, лом черных металлов и его заменителей. К концу года соотношение спроса и предложения на сырье приблизилось к состоянию неустойчивого равновесия, предшествующего ситуации дефицита. Сложные погодные условия и политическая неопределенность в ключевом нефтедобывающем регионе Ближнего Востока способствовали росту цен на энергоносители и стоимости грузоперевозок морским транспортом.
В целом, ценовая конъюнктура мирового рынка черных металлов в 2012 году характеризовалась выраженными тенденциями роста. Мировая цена экспорта слябов увеличилась на 30%, г/к проката — на 25%, причем в некоторых регионах рост превысил 50%.
По данным Всемирной торговой организации, количество антидемпинговых мер в торговле черными металлами сократилось в 2012 году примерно на треть, тогда как в 2011 году против продукции из черных металлов было возбуждено 64 антидемпинговых процедуры. Следует отметить одновременную активизацию защитных мер, охватывающих как большее количество видов продукции, так и большее число стран, в отношении которых они применялись. Наиболее яркие примеры — США, ЕС и КНР. Так, в Соединенных Штатах по результатам расследования Комиссии по международной торговле (КМТ) в отношении импорта стали, инициированного Дж. Бушем в 2011 году, были введены пошлины сроком на три года на 14 видов металлопродукции, включая слябы, горяче- и холоднокатаный листовой прокат, импорт которых, по определению КМТ, стал причиной серьезного ущерба для черной металлургии США. Защитные меры были введены, несмотря на активное противодействие отраслей-потребителей металлопродукции и стран-торговых партнеров США.
2013 ГОД
По данным Мирового института чугуна и стали, в 2013 году отмечался рост мирового спроса на продукцию из черных металлов на 8,1%. Это привело к 6-кратному сокращению запасов у производителей и потребителей. Общее производство плоского проката в мире оценивалось в 459 млн т. Видимое потребление г/к плоского проката в 2013 году увеличилось на 6% по отношению к предыдущему году.
Главной причиной роста мирового спроса на черные металлы оставался высокий уровень потребления металлопродукции в странах Азии, в первую очередь — в КНР. Высокие темпы экономического роста в этой стране (годовой прирост ВВП в КНР в 2013 году составил 9%) и политика Центрального правительства на поддержание низкого курса националь-
ной валюты способствовали увеличению производства в основных металлопотребляющих отраслях китайской промышленности. Видимое потребление плоского проката возросло на 31%. В остальных странах Азии (кроме Японии) также был отмечен рост спроса на черные металлы на 3,1%. Потребление металлопродукции стимулировалось высокими темпами экономического роста: среднегодовой прирост ВВП в этом регионе составил 7,1%, промышленное производство увеличилось на 15,4%. В экономике Японии в 2013 году отмечены признаки улучшения ситуации: рост реального ВВП и промышленного производства составил по 2,5%; спрос на черные металлы увеличился на 2,7%, в основном, благодаря поставкам металлопродукции высокой степени переработки в КНР. Жесткая ориентация японской металлургии на рынок Китая также способствовала росту видимого потребления г/к полосы для дальнейшего передела на 9,8%.
Рост реального ВВП в США в 2013 году оценивался на уровне 3,3% при сопоставимом увеличении промышленного производства — 3,9%. Потребление стали составило примерно 110 млн т. Заводы США смогли поставить на рынок около 93 млн т, остальное компенсировалось ввозом. Объем поставок товарной металлопродукции на рынок США снизился на 0,5%, а видимое потребление г/к проката сократилось на 2,8%.
Страны ЕС-15 в 2013 году преодолевали сложную экономическую ситуацию. Прирост реального ВВП составил всего 0,7%, а промышленное производство сократилось на 0,1%. В результате рост видимого потребления черных металлов в ЕС-15 был ограничен 0,6%, причем реальное потребление сократилось на 0,6%. Видимое потребление г/к плоского проката снизилось на 1,5%. Негативное влияние на рынок черных металлов ЕС оказало значительное укрепление курса евро: рентабельность экспортных продаж европейских металлургических предприятий снизилась в среднем на 18%. Высокий внутренний спрос в Восточной Европе отмечался в Словакии и Чехии. В Польше, несмотря на рост промышленного производства (+8,6%), рынок черных металлов остался в фазе стагнации.
В Ближневосточном регионе был отмечен рост потребления на 19,4%. Лидером роста оставался Иран (+30%), в немалой степени за счет последующего экспорта в послевоенный Ирак и другие страны региона.
Объем мировой выплавки стали в 2013 году достиг 969 млн т, что на 7,3% выше показателя 2012 года. Рост мирового произ-
водства черных металлов был отмечен вопреки экономической стагнации в развитых странах. Лидером роста стал Китай: производство стали здесь увеличилось на 22% до 222,4 млн т, а доля в мировой выплавке составила 22,9%, по сравнению с 20,1% в 2012 году. К концу года в экономике КНР стали проявляться признаки инфраструктурного дефицита: нехватка подвижного состава и пропускной способности железных дорог и портов, нехватка тоннажа грузового флота.
Во второй половине 2013 года ряд металлопроизводите-лей, в частности в США и Европе, стали испытывать перебои с поставками железной руды и кокса и предупредили о возможных сокращениях производства. Среднегодовая цена кокса 10,5-процентной зольности при экспорте из КНР превысила уровень 2012 года на 80%. Увеличение объемов импорта железной руды в Китай со 110 млн т в 2012 году до 150 млн т в 2013 году не только ограничило ее предложение на других рынках, но и способствовало возникновению дефицита тоннажа сухогрузов для морской транспортировки руды и коксующихся углей. В результате разовые фрахтовые ставки на перевозку, например, железной руды из Бразилии в Китай возросли за период с декабря 2011-го по декабрь 2013 года более чем в четыре раза.
Недостаточные мировые мощности по производству товарного кокса и чугуна резко повысили в 2013 году конкурентоспособность металлургических предприятий полного цикла, располагающих собственными источниками сырья. Заводы, использующие технологию выплавки в электропечах, утратили свои преимущества ввиду роста цен, в первую очередь, на металлолом. Так, цена автомобильного пакетированного лома возросла на 35%. В данной ситуации во втором полугодии резко возрос спрос (и цена) на передельный чугун и стальные полуфабрикаты.
Металлургия США находилась под сильным влиянием цен на металлолом и энергию. Для компенсации роста издержек в 2013 году местные компании начали вводить так называемые «наценки», которые формально не меняли отпускную цену, но в действительности стали скрытым (и долгосрочным) механизмом «справедливого» регулирования цен по себестоимости. Объемы заказов к концу года превысили мощности американских предприятий, причем импорт сохранялся на низком уровне из-за оттока экспортных объемов в КНР.
В целом в 2013 году на мировом рынке черных металлов, несмотря на локальные понижения цен в феврале-июне, ценовая конъюнктура характеризуется как более благоприят-
ная для производителей по сравнению с 2012 годом (рис. 1). Был отмечен рост среднегодовых цен на все виды продукции из черных металлов: цена сляба при экспорте из СНГ увеличилась по отношению к уровню 2012 года на 31%, мировая экспортная цена горячекатаных и холоднокатаных рулонов выросла на 14 и 25%, соответственно.
Рост потребления черных металлов и улучшение рыночной конъюнктуры в отрасли способствовали ослаблению торговых ограничений. По оценке ВТО, количество антидемпинговых разбирательств, инициированных в отношении металлов и изделий из них, в 2013 году сократилось более чем вдвое. В конце 2013 года были отменены защитные меры в США, ЕС и КНР.
В мировой черной металлургии продолжались процессы консолидации и рационализации производства, в первую очередь, в США (ISG) и ЕС (Arcelor, Corus, ThyssenKrupp). Проведенные слияния и поглощения в сочетании с высоким спросом на продукцию отрасли позволили увеличить загрузку мировых сталеплавильных мощностей до 93,2%. Отраслевая консолидация и сокращение количества операторов на рынке также способствовали успешной реализации ценовых повышений крупными компаниями.