Причины этого понятны: при том, что темпы роста ВВП Индии выше среднемировых показателей, она занимает одно из последних мест в мире по потреблению стали на единицу населения. Очевидно, что в ближайшие годы такое положение дел будет меняться. В результате Индия становится все более привлекательной для иностранных сталелитейных корпораций, что объясняется и емкостью ее рынка, и наличием богатых минеральных ресурсов, и крайне низкой стоимостью труда в отрасли. А это, в свою очередь, является гарантией низкой себестоимости продукции.
Именно отсюда все больший интерес к стране со стороны крупнейших горнодобывающих (BHP Billiton, Rio Tinto Group) и сталелитейных (Pohang Iron and Steel Co. (POSCO), Nippon Steel, Arcelor Group) компаний. Стремясь увеличить свое присутствие на рынке Индии, они нацелены на создание с местными компаниями совместных предприятий по добыче сырьевых ресурсов и выпуску стали.
СЫРЬЕВАЯ БАЗА
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Индия обладает одной из крупнейших в мире сырьевых баз железных руд. Ее общие запасы составляют около 13,5 млрд т, а подтвержденные — около 6,6 млрд т, что обеспечивает ей 7-е место в мировом рейтинге (рис. 1). При этом почти 88% всех запасов сосредоточено всего в четырех штатах: Карнатака, Орисса, Джхарканд и Чхаттисгарх (рис. 4).
Ведущим геолого-промышленным типом железных руд индийских месторождений являются метаморфизованные гематит-магнетитовые железистые кварциты с различным соотношением гематита и магнетита. И хотя в стране имеются объекты других типов (магматические, латеритные, осадочные), некоторые из которых разрабатываются, металлургическая промышленность Индии существует за счет эксплуатации именно месторождений железистых кварцитов. При этом почти 2/3 общих запасов страны приходится на долю гематитовых руд, из которых более половины являются средне- и высококачественными (с содержанием железа 62% и более); высококачественные руды с содержанием железа более 65% обеспечивают только 14,3% запасов.
Подобие индийских железорудных объектов месторождениям КМА, разрабатываемым Михайловским и Лебединским ГОКами, позволяет предположить и идентичность их руд по обогатимости, которая может быть оценена как легкая или, в худшем случае, средняя.
С 2012 года Индия прочно занимает 4-е место в мире по производству товарных железных руд (рис. 2), причем за
последние 10 лет добыча выросла вдвое: с 62 млн т в 1995 году до 120,6 млн т в 2014 году (рис. 5). Основными железо-добывающими регионами страны являются штаты Чхаттисгарх, Гоа, Джхарканд, Карнатака и Орисса, обеспечивающие более 85% производства. При этом около трети добычи осуществляют три государственные горнорудные компании: Steel Authority of India Ltd. (SAIL), National Mineral Development Corp. (NMDC) и Kudremukh Iron Ore Co. (KIOCL); еще 2/3 приходится на более мелкие горнодобывающие предприятия, а также на сталелитейные предприятия.
Примерно половина производимых руд поступает на экспорт (рис. 6), в первую очередь — на рынок Юго-Восточной Азии (в Китай, Японию и Южную Корею).
Говоря же о дальнейших перспективах железорудной отрасли страны, нельзя не упомянуть мнение президента индийского филиала австралийской компании BHP Billiton Ltd, считающего, что путем заключения контрактов с крупными зарубежными компаниями Индия может, с одной стороны, удвоить объем добычи железной руды, а с другой — вдвое нарастить объемы запасов. При этом особый акцент делается на район Бенгальского залива, который подобно Австралии может стать одним из крупнейших мировых поставщиков железных руд.
Остановимся более подробно на основных продуцентах железных руд Индии.
Крупнейшим в стране «одиночным» продуцентом и экспортером товарных железных руд является государственная компания National Mineral Development Corp. (NMDC), разрабатывающая объекты железорудного района Байладила
(Bayladila) в шт. Чхаттисгарх и месторождение Донималаи (Donimalai) в шт. Карнатака; все рудники полностью механизированы. В настоящее время мощности компании по производству товарных железных руд составляют 20,5 млн т; в 2015 финансовом году (апрель 2014 года — март 2015 года) было произведено 20,74 млн т руды, из которых 15,75 млн т обеспечили рудники Байладила.
Благодаря исключительным химическим и металлургическим свойствам калиброванные руды, добываемые на рудниках месторождения Байладила, заменили железорудные окатыши в производстве губчатого железа, а потому оказались важным сырьем для таких его продуцентов, как действующие на газе Essar Steel, Ispat Industries и Vikram Ispat. Кроме того, Байладила обеспечивает сырьем и Visakhapatnam Steel Plant.
Руды, производимые рудником Донималаи, полностью поступают на внешние рынки — в Японию и Южную Корею.
В условиях по-прежнему растущего спроса на железные руды NMDC расширяет свои производственные мощности. В 2013 году компания в районе Байладила ввела в строй новый рудник мощностью 5 млн т руды в год. Готовится к пуску рудник Кумарасвами (Kumarasvami) мощностью 3 млн т, располагающийся вблизи Донималаи; его запуск увеличит производительность компании до 23 млн т товарной руды в год. В отдаленной перспективе NMDC намерена расширить свое производство до 30—35 млн т в год. Все возможности для этого у нее имеются.
Вторым по масштабам продуцентом железорудного сырья (и одновременно крупнейшим в Индии продуцентом стали) является компания Steel Authority of India Ltd. (SAIL), разра-
батывающая собственные месторождения высококачественных руд (содержание железа 62—65%) в штатах Джхарканд (Мегхахатубуру и Кирибуру) и Орисса (Болани, Барсуа и Калта). Суммарная производительность рудников составляет 15,86 млн т товарной руды в год (табл. 1); часть продукции поступает на экспорт (в Китай и Западную Европу). В 2014 году SAIL произвела 12,784 млн т руды.
Близящиеся проблемы с обеспечением сырьем Бхилайско-го металлургического комбината, входящего в структуру SAIL и получающего руду с принадлежащего ему добывающего комплекса Далли-Раджхара (Dalli-Rajhara), ставят на повестку дня вопрос об освоении железорудного месторождения Ровгхат (Rovghat) в округе Бастар (шт. Чхаттисгарх), запасы которого оцениваются в 750 млн т руды. Месторождение находится примерно в 160 км от железнодорожной станции Раджнандгаон. Для поставок руды на комбинат запроектировано строительство железной дороги протяженностью 235 км; в проекте задействованы три индийских компании: SAIL, Indian Railways и NMDC.
Кроме того, SAIL ведет поиски инвестора для возобновления добычи на весьма перспективном месторождении Чи-рия (Chiriya), принадлежащем ее «дочке», компании Indian Iron & Steel Co Ltd (IISCO). Объект расположен в шт. Джхарканд вблизи границы со шт. Орисса; его запасы оцениваются в 2,6 млрд т руды с содержанием железа 63—64%. Необходимость модернизации рудника, требующей значительных капиталовложений, побудила временно приостановить работы на нем. Компания уже предприняла ряд шагов, выделив на развитие объекта 3 млрд индийских рупий, из которых 1 млрд рупий обеспечила IISCO. Результатом проводя-
щихся работ станет увеличение производительности рудника с 0,5 до 7 млн т руды в год.