ПРОГНОЗЫ И СТРАТЕГИИ

Новые тенденции мировой металлургии — устойчивый спрос на сталь, самообеспеченность Китая и нехватка сырьевых ресурсов — оказали принципиальное влияние на динамику металлургического цикла (рис. 14):

Текущий металлургический цикл, скорее всего, удлинится с обычных 2—6 до 8—10 лет. В основу этого предположения положены прогнозы устойчивого развития мировой экономики и спроса на сталь.

Вступление металлургии в новый век дорого «сырья» в сочетании с высоким спросом на сталь дают основание предполагать, что цены на металлопродукцию будут находиться на относительно высоком уровне.

Ожидается удлинение металлургического цикла с обычных 2—6 до 8—10 лет. Благодаря высоким ценам на сырье и растущему спросу на сталь, цены на рынке металлопродукции останутся на высоком уровне.

В условиях измененного металлургического цикла интересно рассмотреть, как лидеры мировой металлургии — Mittal Steel и Arcelor, чьи доли в мировом производстве стали составляют 6,3 и 4,4%, — добиваются успеха в условиях изменения внешней среды. Характерно, что эти успешные компании реализуют абсолютно различные стратегии, которые позволяют им добиваться выдающихся результатов. Если Mittal Steel приобретает металлургические активы, обеспеченных сырьем, то Arcelor делает акцент на следующих направлениях:

Разработка совместно с клиентами высокотехнологичной металлопродукции со специализированными свойствами, основным критерием покупки которой будет качество, а не цена. В продуктовом портфеле Arcelor 35% специальной продукции, в то время как у других компаний в среднем 11%. Примерами такой продукции являются листы с покрытием для автомобильной промышленности, жестяная тара для напитков и т.д.

Построение долгосрочных отношений с клиентами. Непрерывное улучшение обслуживания клиента, развитие каналов сбыта, сокращение времени доставки.

Приоритет эффектности бизнеса, а не объема выпускаемой продукции. Так, важнейшими критериями при приобретении новых активов являются подобие бизнес-моделей компаний, общее видение, возможность реализовать си-нергетический эффект от слияния.

Какая из используемых стратегий — «сырьевая» или «высокотехнологическая» наиболее эффективна, — покажет время. Пока именно компания, использующая сырьевую стратегию, пытается приобрести «высокотехнологическую». Вероятно, в эру сырья этот факт и является ответом на вопрос об эффективности.

В заключении обобщим основные результаты, полученные в работе:

Металлургия вступила в новую эру, для которой характерны высокие цены на сталь и сырье. Главным определяющим фактором новой эпохи является высокий темп развития мировой экономики, обусловливающий рост спроса на сталь в среднем по 4% в год. В этой связи ожидается, что текущий металлургический цикл может удлиниться с обычных 2—6 лет до 8—10.

Основными странами, определяющими спрос на сталь будут страны четверки BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), обладающие существенным потенциалом металлопо-требления, и чья экономика развивается по индустриальному сценарию. Существенная зависимость экономики России от экспорта сырья может перевести развитие на «постиндустриальную» траекторию, для которой характерно преобладание услуг в структуре ВВП. Следствием этого может стать смещение структуры металлопотребления в сторону строительной и транспортной отраслей.

Производство металлопродукции в Китае сравнялось с потреблением, что привело к снижению емкости рынка этой страны для экспортеров, в число которых входит и Россия. Потенциальная угроза мировой металлургии со стороны Китая состоит, скорее всего, не в прямой экспансии металлопродукции из рядовой стали на внешние рынки, а в экспорте металлоемкой продукции более высоких переделов (метизов, труб, продукции машиностроения).

Таким образом, перечисленные тенденции свидетельствуют о некотором оздоровлении мировой металлургии от «хронических» заболеваний, упомянутых в начале статьи:

Перенос центра производства и потребления стали в Китай — страну с плановой экономикой, позволит лучше регулировать проблему избыточных мощностей.

Удлинение текущего металлургического цикла снизит негативное влияние плоской кривой предложения, что приведет к увеличению эффективности металлургического бизнеса.

Проблема стандартизованности (сырьевого характера) металлопродукции также преодолима. Лидеры отрасли стараются увеличивать в своем продуктовом портфеле долю специальной продукции, основным критерием покупки которой будет качество, а не цена. Кроме того, методом решения этой проблемы является наращивание «сервисной» составляющей при обслуживании клиентов.

Процессы консолидации, протекающие в отрасли, в перспективе дадут преимущества металлургам при проведении переговоров с поставщиками и потребителями, откроют доступ на новые рынки, обеспечат выигрыш за счет ширины предлагаемого сортамента, улучшат ведение бизнеса за счет синергического эффекта.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.