Для того чтобы оценить, насколько правильна стратегия, избранная той или иной компанией, необходимо прежде всего знать основные задачи, стоящие перед ней, и риски, с которыми она сталкивается. Среди основных рисков для сталелитейных компаний можно отметить:
■ риск изменения цен на сырье (руда и уголь);
■ риск изменения цен на металлопродукцию; риск торговых ограничений.
Все российские стальные гиганты, за исключением ММК, смогли устранить, хотя бы частично, первый фактор риска. В настоящее время независимым остается лишь небольшое число сырьевых активов. Сами крупными среди них являются Михайловский и Лебединский ГОКи, которые в настоящий момент усилиями Алишера Усманова объединяются в единую структуру. Все остальные крупные активы были буквально расхватаны сталелитейщиками. В результате Северсталь и НЛМК полностью удовлетворяют свои потребности в сырье за счет собственных активов, а Мечел и Евраз — большую часть запросов.
Устранить второй и третий факторы риска сложнее. На долю российского рынка приходится лишь половина производимой внутри страны стальной продукции, поэтому сектор во многом остается экспортоориентированным. Россия пока еще не стала членом ВТО, поэтому на экспортных рынках против российских производителей часто вводятся ограничения. Один из способов решения этой проблемы как раз и заключается в консолидации мировой стальной промышленности. Это позволяет решить следующие задачи:
■ Присутствие на нескольких рынках (что очень важно, поскольку цены на сталь на различных региональных рынках отличаются).
■ Возможность обхода торговых ограничений (поставка продукции низкого передела на свои же производственные мощности за границей для последующей прокатки).
■ Непосредственный доступ к конечным потребителям на западных рынках (приобретаемые компании имеют собственную клиентскую базу).
■ Увеличение прибыли за счет синергии (эффект масштаба). В настоящий момент практически все крупные российские
стальные компании уже приобрели прокатные мощности за рубежом. Дальше всех в этом направлении продвинулась Северсталь, которая уже производит более 30% стали за пределами России. Однако в последнее время активами в Европе и даже в Азии обзавелись и такие компании, как Евраз и НЛМК, а также ММК.
РУСАЛ: СЫРЬЕ ДЛЯ РОСТА
Русал входит в тройку крупнейших алюминиевых компаний в мире. Однако так сложилось, что изначально компания сталкивалась с проблемой отсутствия собственной сырьевой базы, поскольку большинство соответствующих активов в России отошло СУАЛу. Однако Русал всегда вынашивал масштабные планы по осуществлению инвестиций в развитие производства и не собирался мириться с таким сдерживающим фактором, как отсутствие сырья. В связи с этим стратегия зарубежных приобретений была изначально нацелена на создание собственной сырьевой базы:
■ 2001 год — приобретен горнодобывающий комбинат — компания бокситов Киндии в Гвинее, разрабатывающий одно из самых крупных бокситовых месторождений в мире; проектная мощность — 3 млн т бокситов.
■ 2002 год — приобретен глиноземный завод в г. Фрия в Гвинее; проектная мощность завода — 780 тыс. т глинозема и 2,8 млн т бокситов в год.
■ 2005 год — куплены 20% акций австралийской QAL (Queensland Alumina Ltd) за 460 млн долл. (включая долг); мощность — 770 тыс. т глинозема с возможностью ее увеличения до 1 млн т; в результате сделки ресурсная база Русала возросла на 22%.
■ 2006 год — в ходе приватизации приобретены бокситовые шахты Aroaima Mining Co (оценочная стоимость — 40 млн долл.) в Гвиане (Южная Америка).
■ 2006 год — приобретены 77,5% акций нигерийской компа-
нии Alscon (Aluminum Smelter Company of Nigeria) за 400 млн долл. (включая 150 млн долл. связанных инвестиций); завод планируется запустить во втором полугодии 2006 года, а на полную мощность он должен выйти в 2007 году.
ПОЛЮС: GOLD FIELDS — ДЕНЬГИ НА РАЗВИТИЕ
Компания Полюс Золото является почти уникальным примером повышения стоимости компании в результате диверсификации и поглощения. Норильский Никель приступил к реализации стратегии развития золотодобычи в 2002 году. За четыре года компания инвестировала в этот сегмент около 2 млрд долл. Однако сейчас капитализация Полюса как отдельной компании составляет более 8 млрд долл.
Одним из зарубежных приобретений Норильского Никеля была покупка 20% акций Gold Fields за 1,2 млрд долл. Сделка была, пожалуй, одной из самых спорных, поскольку она не давала никакого контроля над активом. Однако в 2006 году Полюс, которому достались эти акции, сумел продать их за 2 млрд долл. Таким образом, компания смогла заработать средства для реализации своих масштабных проектов по добыче золота в России, где в течение следующих пяти лет планируется увеличить добычу как минимум в четыре раза.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКСПАНСИЯ?
Следует ли ждать от российских компаний активизации зарубежных приобретений? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим текущую ситуацию в двух компаниях — НЛМК и Полюсе.
Рыночная капитализация НЛМК превышает 13 млрд долл. Более 80% акций компании принадлежат Владимиру Лисину. Следовательно, Лисин может, сохранив контроль над компанией, продать часть своих акций и выручить от такой сделки до 4 млрд долл. Компания не имеет долга. С учетом годовой операционной прибыли в 2 млрд долл. НЛМК мог бы привлечь на долговом рынке (путем размещения облигаций, а также за счет более традиционных банковских кредитов) до 4 млрд долл. Наконец, в настоящее время объем денежных средств на балансе НЛМК превышает 1 млрд долл. Таким образом, теоретически компания может направить на осуществление приобретений 9 млрд долл., что открывает перед ней огромные возможности в этой области. НЛМК уже является полностью интегрированной компанией, а одна из наиболее острых проблем, пожалуй, заключается в сильной зависимости от экспортных рынков (более сильная по сравнению с другими российскими компаниями). НЛМК вынуждена экспортировать заготовку, поэтому средняя выручка на тонну продукции у нее ниже, чем у зарубежных конкурентов. Именно эту проблему можно попытаться решить за счет покупки прокатных мощностей за пределами России на рынках сбыта данной продукции, таких как Европа.
Полюс Золото тоже отличается высокой рыночной капитализацией, составляющей 8 млрд долл., не имеет долга и располагает 2,5 млрд долл. денежных средств. Учитывая огромную сырьевую базу компании в России, Полюс может предпочесть географическую диверсификацию за счет осуществления приобретений за рубежом. Можно предположить, что все деньги будут вложены в существующие проекты в России. Однако в условиях повышения цен на золото Полюс, скорее всего, сможет профинансировать все свои инвестиционные потребности (3 млрд долл. в течение пяти лет) за счет собственного денежного потока.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
■ Цены на металлы и сырьевые товары остаются высокими. В этих условиях у крупных российских компаний продолжают оставаться значительные денежные средства, несмотря на грандиозные инвестиционные планы.
■ Некоторые компании, например НЛМК и Полюс Золото, обладают свободными денежными средствами на сумму более 1 млрд долл. и не имеют долга, что увеличивает масштаб возможных приобретений.
■ Российскими компаниями пока еще не заключались сделки с использованием акций в качестве платежного средства, хотя на фондовом рынке появляются все новые компании с высокой рыночной капитализацией. Общая капитализация сектора стоит уже недалеко от 100 млрд долл.
Таким образом, увеличение прибыли и рост амбиций российских компаний будут способствовать новым зарубежным приобретениям, которые, возможно, окажутся даже более масштабными. Действительно, нет причин, по которым лидеры российской металлургии не могут попытаться преобразиться в настоящие международные корпорации, какие мы видим на западном рынке в лице Rio Tinto, Alcoa или Arcelor. Для этого есть все предпосылки, прежде всего желание и средства.