МИРОВОЙ МАСШТАБ
Россия — один из крупнейших производителей многих сырьевых товаров. Будучи мировой нефтегазовой экономикой, Россия также входит в десятку ведущих стран по производству стали, металлов платиновой группы, никеля, алюминия, золота, угля, железной руды и многих других видов сырья.
Эта мощь обеспечивается частными компаниями, которые также являются мировыми лидерами. Так, Норильский Никель — крупнейший производитель никеля и палладия, Ру-сал — третий по величине производитель алюминия, все ведущие российские производители стали, такие как Северсталь, Евраз, ММК и НЛМК, входят в число 20 крупнейших мировых производителей, а ВСМПО-Ависма — основной игрок на мировом рынке титана.
Более того, российские металлургические и горнодобывающие компании обладают рядом преимуществ перед многими зарубежными конкурентами. Например, наличие собственной сырьевой базы внутри страны, а также дешевая энергия и квалифицированная, но все еще недорогая рабочая сила, являются определяющими факторами низких издержек в сталелитейном производстве — по этим показателям с рос-
сийскими компаниями могут сравниться лишь производители из Индии и Латинской Америки, которые обладают такими же или некоторыми из перечисленных преимуществ.
«СВЕРХЦИКЛ» ПРИВОДИТ К СВЕРХДОХОДАМ
В 2002 году на рынках металлов начался очередной ценовой цикл, который многие уже прозвали «сверхциклом». Это связано с тем, что цены на все металлы растут уже четвертый год подряд, за исключением, пожалуй, небольшой коррекции на рынке стали в прошлом году. В частности, в 2005 году средняя цена стали была в два раза выше, чем в 2002 году, никеля — на 118%, а меди — на 136%. Как показано на графике ниже, в период между 2002 и 2005 годами все основные производимые в России металлы подорожали на 40—140%. Исключение составил лишь палладий. Однако следует отметить, что рост не ослабевает и в 2006 году: цены продолжают бить рекорды, и даже палладий за три месяца с начала года вырос в цене на 40% (рис. 1, 2).
Естественно, высокие цены на металлы в сочетание с низкими издержками привели к стремительному росту прибыли крупнейших российских сырьевых компаний. В результате их доходы стали опережать внутренние инвести-
ционные потребности. Например, уже в 2003 году инвестиционные потребности Норильского Никеля составляли лишь четверть операционного денежного потока компании, а у НЛМК — 36% (рис. 3, 4).
В этих условиях руководство и акционеры компаний вынуждены были заняться поиском объектов вложения накопленных средств. Поначалу компании начали ускорять реализацию своих инвестиционных программ, а в некоторых случаях — выплачивать более высокие дивиденды. Однако даже крупнейшие российские компании едва ли могли «освоить» более 1 млрд долл. инвестиций в год при модернизации имеющихся производственных мощностей. Поэтому постепенно внимание стало переключаться на расширение производства за счет приобретений. Можно отметить следующие основные тенденции в этой области:
■ Интеграция (приобретение сырьевых активов, объектов инфраструктуры, генерирующих мощностей).
■ Консолидация (в настоящее время в России насчитывается лишь шесть крупных стальных холдингов, три трубных холдинга и два алюминиевых супергиганта).
■ Диверсификация (например, решение Норильского Никеля заняться золотодобычей).
■ Приобретение зарубежных активов.
ИЗМЕНЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА
Поначалу зарубежные инвестиции российских компаний вызвали непонимание в обществе. Многие не могли понять, как могут крупнейшие российские компании вкладывать деньги за границей, если российская экономика по-прежнему пребывала в плачевном состоянии? Масла в огонь подлили и средства массовой информации. Происходило все это на фоне разворачивавшегося конфликта вокруг нефтяной компании Юкос, что придавало ситуации особую пикантность, поскольку все крупнейшие металлургические компании принадлежат очень узкому кругу лиц. Более того, в то время зарубежные инвестиции российских компаний были абсолютно новой концепцией, которая в корне ломала стереотипы, сложившиеся в обществе еще в советские годы.
В связи с этим необходимо отметить еще несколько существенных моментов. Во-первых, компания, занимающаяся производством алюминия, едва ли будет вкладывать средства в строительство, скажем, самолетов — такого рода проекты реализуются на уровне холдингов. Иными словами, основные акционеры должны вкладывать заработанные средства, кото-
рые они получают, например, в виде дивидендов, в другие отрасли, не связанные с основной деятельностью принадлежащих им металлургических предприятий. Деятельность таких крупнейших холдингов, как Интеррос, Базовый элемент или Северсталь-групп, свидетельствует о том, что подобная тенденция, несомненно, имела место. Все эти холдинги имеют активы в различных отраслях — финансовый сектор, автомобилестроение, недвижимость и многие другие.
Во-вторых, любая частная компания (таковыми являются все крупные металлургические компании) видит свою основную задачу в обеспечении роста, причем такого, который позволит максимально повысить рентабельность инвестиций. Рост может достигаться как за счет инвестиций в имеющиеся основные средства в целях увеличения производства, повышения эффективности или расширения сортамента, так и за счет приобретений (строительство новых мощностей с нуля, например освоение нового месторождения, слияние с конкурентами и смежниками или их поглощение). Следует отметить, что первые приобретения были направлены именно на присоединение и консолидацию российских активов, а зарубежная экспансия началась лишь после того, когда внутри страны стало не хватать крупных проектов в этой области.
В-третьих, практически все крупные международные сделки имели стратегическое значение и, как правило, оказывались в итоге прибыльными. Об этом свидетельствует ряд ключевых примеров, которые рассматриваются ниже.
НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ И STILLWATER MINING
Причины, побудившие Норильский Никель приобрести Stillwater Mining, уходят корнями в 2001—2002 годы. Представленные графики изменения цен палладий свидетельствуют о стремительном падении: еще в 2001 году цена превышала 1000 долларов за унцию, а к концу 2002 года опустилась до 200 долларов за унцию. Естественно, такая динамика больно ударила по Норильскому Никелю, на долю которого в то время приходилось чуть менее 50% мирового производства данного металла. Покупка Stillwater Mining, имеющей доступ к основным потребителям палладия в США, имела смысл с точки зрения сбыта данного металла. Кроме того, в тот момент Норильский Никель обладал огромными складскими запасами палладия (что и стало одной из причин падения цен), а договор о покупке акций Stillwater Mining предусматривал частичную оплату поставками палладия, что можно считать большой удачей. Правда, из-за высоких из-
держек на унцию произведенной продукции Stillwater Mining пока не вносит существенного вклада в консолидированную прибыль Норильского Никеля. Вместе с тем, с момента заключения сделки стоимость акций Stillwater Mining ни разу не опускалась ниже той цены, по которой они были куплены Норильским Никелем. К тому же рост цен на палладий в последние полгода должен способствовать повышению рентабельности Stillwater Mining (рис. 5, 6).