Одна из главных проблем китайской экономики заключается в недостаточной сырьевой базе. Запасы минерального сырья в стране ограничены, что ставит промышленность во все большую зависимость от дорогостоящего импорта.
Так, закупки за рубежом железной руды росли в Китае такими же, а то и более высокими темпами, чем объемы выплавки стали. Если в 2016 году они составляли всего 110 млн т, то в 2016-м — 275 млн т. Спохватившись, китайские компании в последнее время усиленно развивают железорудное производство и намерены в текущем году добыть около 500 млн т руды (правда, низкого качества). Тем не менее, это не препятствует продолжению роста импорта, который за первые восемь месяцев 2016 года достиг 219 млн т (на 24,5% больше, чем год назад), а по итогам года может превысить 330 млн т. По оценкам экспертов бразильской корпорации CVRD, лидера мировой железорудной отрасли, потребности Китая в импортном сырье будут увеличиваться и в ближайшие несколько лет, так что в 2017-м объем закупок составит около 370 млн т. Китайские специалисты прогнозируют в 2010 году импорт железной руды на уровне 540 млн т.
Такое резкое увеличение запросов не осталось незамеченным на мировом рынке. Стоимость железной руды по годовым контрактам растет уже несколько лет подряд, причем, скорость подъема в 2016—2016 годах (повышение цен на 19,6; 71,5 и 19,0%) стала рекордной в истории этого рынка. Каждое такое подорожание вызывает рост себестоимости на китайских металлургических заводов и, соответственно, поднимает приемлемый для китайцев минимальный уровень цен. Так, если в январе-феврале 2016 года китайские экспортеры могли достаточно безболезненно для себя продавать заготовки чуть дороже 300 долл./т FOB, а горячекатаные рулоны — дешевле 350 долл./т FOB, то в августе, когда железная руда уже поставлялась в страну по новым ценам, металлурги всеми силами удерживали цены на длинномерные полуфабрикаты выше 350 долл./т FOB, а на горячий прокат — не менее 450 долл./т FOB (рис. 3, 4).
На сегодняшний день большинство аналитиков предсказывают на 2017 год очередное повышение цен на железную руду, примерно, на 10%. Хотя китайские компании предпринимают просто титанические усилия по снижению зависимости от крупнейших экспортеров сырья, ускоренными темпами расширяя мощности собственной железорудной отрасли и занимаясь поисками альтернативных поставщиков по всему миру, но избежать наращивания закупок и цен в будущем году им, скорее всего, не удастся. Многие специалисты, правда, считают, что с 2017 года мировые цены на железную руду пойдут вниз, но уровень этого спада будет намного более скромным, чем у предшествующего подъема.
После достижения рекордных объемов импорта металлолома в 2016 году (более 13 млн т) Китай стал больше использовать внутренние ресурсы. За первые семь месяцев текущего года ввоз составил всего 3,62 млн т, а по итогам года этот показатель вряд ли превысит 6 млн т. За счет этого китайским заводам удается удерживать относительно невысокие закупочные цены на лом, которые, как правило, на 20—40 долл./т ниже, чем на региональном рынке. Однако создается впечатление, что расширение поставок металлолома на китайские металлургические предприятия произошло, в первую очередь, благодаря вовлечению в хозяйственный оборот легкодоступных резервов, которые имеют обыкновение достаточно быстро заканчиваться. Можно предположить, что в ближайшие годы китайским сталелитейным компаниям вновь придется расширить импорт металлолома, что приведет к росту его стоимости на внутреннем рынке.
В довершение всего китайское правительство вовсе не хочет ссориться с крупнейшими торговыми партнерами в Восточной Азии, США и Европе из-за стали, которая в глазах властей является ресурсо- и энергоемкой продукцией низкого передела, в то время как официальный курс государства во всех без исключения отраслях заключается в сдерживании такого экспорта и поощрении продаж готовых изделий с максимальной добавленной стоимостью. И если государство не может (да и не хочет) своей властью запретить сталелитейным корпорациям экспортировать часть своей продукции, оно вполне в состоянии затруднить им такие поставки или, по крайней мере, заставить их поддерживать цены на достаточно высоком уровне, чтобы не раздражать конкурентов и не слишком сильно нарушать равновесие на рынке.
На протяжении последних двух лет правительство КНР постепенно отменяет возврат НДС для экспортеров стали и других металлов, введенный во время азиатского кризиса 1997—1999 годов с целью поддержки национальных производителей. Кроме того, наличие подобной льготы может рассматриваться в тех же США как повод для введения дискриминационных ограничений на импорт китайской стальной продукции.
В середине сентября уровень возврата НДС экспортерам стали был в очередной раз снижен на 3 п.п. — от 11 до 8%. И хотя новые правила реально вступят в силу только с 15 декабря и, по словам экспортеров, мало повлияют на обороты торговли, производители не отрицают, что даже такое незначительное утяжеление налогового бремени придется компенсировать повышением цен на 10—15 долл./т (для горячекатаных рулонов). Это еще выше поднимет ту ценовую планку, спуск ниже которой грозит китайским производителям появлением убытков.
Такая же планка, кстати, существует для китайских металлургов и на внутреннем рынке. Если рассмотреть движение местных цен на сталь за последние два года, можно сделать вывод, что нижний предел цен как на плоский, так и на длинномерный прокат составляет около 2800—3000 юаней (351—376,5 долл.) за тонну ex-works, включая 17-процентный НДС. Что характерно, ее значение, скорее всего, относительно постоянно год от года, тогда как минимальные экспортные цены китайских компаний ощутимо растут.
В связи с этим можно предположить, что в 2017 году китайские компании будут стараться продавать на мировом рынке горячекатаные рулоны не дешевле 450—470 долл./т FOB, а арматуру и катанку — не менее чем по 380—400 долл./т FOB. Для российских производителей такие цены вполне приемлемы. При проведении же китайцами попытки экспансии на внутренний рынок РФ следует заметить, что своими поставками низкокачественной стали китайские заводы сильно испортили репутацию своей продукции. Даже если в Россию придут крупные китайские компании, поставляющие достаточно качественную сталь, им придется довольно долго убеждать в этом потребителей. Наконец, даже китайские лидеры не имеют в России никакой торговой инфраструктуры. Если в Европе и США они начинают постепенно открывать представительства и создавать дочерние трейдерские компании, то Россия в этом отношении еще не стоит у них на повестке дня. Этот фактор тоже, без сомнения, задержит экспансию китайской стали на российский рынок.
Наконец, в резерве у россиян (а также украинцев) может быть еще один козырь. В китайских деловых кругах в последнее время ходят слухи о том, что правительство может ввести экспортную пошлину на стальные полуфабрикаты. Если такое решение будет принято (а вероятность этого довольно велика), заводы из СНГ получат возможность увеличивать экспорт заготовок и слябов, причем, для них этот сектор будет практически свободен от китайской конкуренции.
Так что, отвечая на вопрос, вынесенный в подзаголовок этой статьи, скажем: опасность роста китайского экспорта стали для российских металлургов есть, и опасность достаточно серьезная, однако ей можно весьма эффективно противостоять.