Алюминиевая промышленность России занимает далеко не последнее место в наполнении федерального бюджета, валютных поступлений и объемов промышленного производства. Ее наследие базируется на фундаменте, заложенном еще в СССР при административно-хозяйственной системе управления. Тогда в стране потребление алюминия составляло около 14—15 кг на душу населения, и обеспечение глиноземом — сырьем для производства алюминия — в промышленности было полным. Но с распадом СССР произошел не только раздел бокситовых руд, но и резкое уменьшение внутреннего потребления металла. Со снижением уровня производства в основных промышленных отраслях, таких как авиация, автомобилестроение, электроника и т.д., производимая алюминщика-ми продукция оказалась невостребованной. Многие российские предприятия в начале 90-х стали «вывалили» свою продукцию на внешний рынок. Участники лондонской биржи металлов не были готовы к столь стремительной экспансии, в результате чего произошел обвал. Цена на алюминий на ЛБМ упала сразу на 700—800 долл. до 1100—1300 долл./т (рис. 3).
В настоящее время Россия имеет огромный объем экспорта алюминия за ненадобностью его на внутреннем рынке. А потребность в этом цветном металле в нашей стране сократилась, по различным данным, до 2,5—4 кг на душу населения.
В результате консолидации возникли будущие дуополисты российского рынка: Русал и Суал (рис. 8).
Русал был создан в 2000 году на базе алюминиевых и глиноземных заводов компаний Сибирский алюминий и Сибнефть. Компания была обеспечена собственным сырьем на 40%, остальное она импортировала. Основная проблема, которая в то время решалась, — это обеспечение собственным сырьем. Так, в 2001 году под управление компании переходит горнодобывающий комбинат КБК (Гвинея), в 2004 году приобретен Бокси-тогорский глиноземный завод (БГЗ) плюс в 2005 году 20% акций крупнейшего в мире глиноземного завода QAL в Австралии, и в 2006 году компания становится владельцем контрольного пакета акций компании Aroaima Mining Company в Гайане. Сейчас Русал покупает около 28% сырья, что в два раза меньше, чем в 2000 году. Также в 2005 году Русал
становится участником проекта «Коми Алюминий», предусматривающего строительство боксито-глинозем-ного комплекса в республике Коми.
Суал начал свое становление несколько раньше. С 1994—1995 годов была заложена основа компании с приобретением акций Иркутского и Уральского алюминиевых заводов, в 2000 году была создана управляющая компания Суал. В настоящее время Су-ал полностью обеспечен собственным сырьем за счет пуска рудника Бокситы Тиммана и ввода в эксплуатацию крупной шахты на СУБРе.
Две российские алюминиевые компании в период жесточайшего кризиса в России и стагнации российской эконо-
мики сумели создать собственную сильную структуру, заняв почетное место среди мировых производителей. Конкурентное преимущество нашего металла на мировых рынках обусловлено высоким качеством, соответствующим мировым стандартам.
Конечно, это заслуга не только отечественных предпринимателей, но и сложившейся в то время совокупности экономически выгодных факторов, таких как дешевая энергия, низкие транспортные тарифы, оборудование, работающее «веками», плюс государственная поддержка в виде толинговой льготы.
В настоящее время отечественные алюминиевые гиганты решают уже другие проблемы. В связи с сильной интеграци-
ей российских компаний на мировых рынках ключевой задачей становится удовлетворение возрастающего мирового спроса на первичный алюминий.
Поэтому в России компании прорабатывают масштабные проекты по возведению новых алюминиевых заводов, модернизации старых производств и решают вопросы по снижению издержек.
РУСАЛ
Заявлено несколько новых проектов, которые планируется реализовать в ближайшие годы:
■ Первый проект — Хакасский алюминиевый завод (ХАЗ) мощностью 300 тыс. т алюминия. Первую тонну алюми-
ния рассчитывает выплавить уже в ноябре 2006 года. Инвестиции составят в общей сложности около 750 млн долл., наличие электроэнергии обеспечит Са-яно-Шушенская ГЭС. Регион обладает разветвленной сетью транспортных коммуникаций: развито железнодорожное сообщение, имеющее выход на Транссибирскую магистраль, и автомобильные дороги.
■ Второй — построить в Тайшете (в Иркутской области) алюминиевый завод, мощность которого составит 600 тыс. т алюминия в год. По предварительным расчетам, строительство начнется в 2006 году и завершится в 2009 году. Стоимость проекта может достичь 2,8 млрд долл. Примечательно то, что реализация проекта включает в себя развитие транспортной инфраструктуры, такое как строительство подъездной автодороги, модернизация железнодорожных станций Заводская и Акульшет.
i Третий — создание Богучанского энергометаллургического комплекса.
Согласно проекту, первую очередь алюминиевого завода в Красноярском крае и первый пусковой комплекс Бо-гучанской ГЭС планируется ввести в эксплуатацию уже в 2009 году. Мощность завода составит 600 тыс. т алюминия в год.
Русал также продолжает модернизацию алюминиевых заводов КрАЗ и САЗ, начавшуюся в 2003 году. Большое внимание в этих проектах уделяется снижению экологической нагрузки на окружающую среду. В результате производимой реконструкции производственная мощность КрАЗа увеличиться на 10%, а САЗа на 5,5%.
В планах у компании на 2006— 2016 годы модернизировать Братский алюминиевый завод (БРАЗ). Проект предусматривает расширение производства на 18%.
СУАЛ
Планируется расширение Иркутского алюминиевого завода на 166 тыс. т
алюминия, ввод в эксплуатацию в 2006—2007 годы.
В апреле 2005 года совместно с Руса-лом Суал заключил Соглашение о равном долевом участии в проекте «Коми Алюминий». Этот проект предполагает строительство современного алюми-ниево-глиноземного комплекса в районе г. Ухта. Комплекс вертикально интегрирован и включает в себя бокситовый рудник, глиноземный и алюминиевый заводы, что позволяет осуществлять полный цикл производства — от добычи исходного сырья до выпуска металла. Ежегодный объем производства проектируемого комплекса составит 6,0 млн т бокситов, 1,4 млн т глинозема, 300—500 тыс. т первичного алюминия. Начало работы намечено на 2009 год. Предварительная оценка стоимости проекта — 1,2 млрд долл. Cтроительство алюминиевого завода возможно, если будут обеспечены долгосрочные поставки электричества.
У компании есть и один проект — «Восход», по которому начнется строительство нового алюминиевого завода. Он будет построен в России или в одной из стран СНГ, на данный момент определено несколько потенциальных площадок для строительства (рис. 4).