Нержавеющий рынок в последнее время вызывает устойчивый интерес и со стороны металлургов, и со стороны потребителей, и со стороны средств массовой информации. Причина понятна: огромная разница в показателях потребления нержавейки на человека и в остальных (даже отсталых) странах, непонятная политика российских производителей, отсутствие четких правил игры на рынке, закрытость и нестабильность рынка. Это порождает различные спекуляции, которыми активно пользуются многие псевдоаналитики и псевдоэксперты. В первую очередь, это касается оценки объема рынка. Выскажу достаточно радикальную мысль: ни одна цифра, касающаяся объема рынка нержавеющей стали в России не имеет смысла. Потому что рынок нержавеющей стали неограничен и безразмерен. Ограничены как раз оценки этого рынка (и люди, которые их делают), а не сам рынок. Последний год активно ведутся переговоры о введении антидемпинговых пошлин на импортный нержавеющий прокат с мотивировкой противодействовать усилению зарубежных производителей. К расследованию подключены ведущие российские производители, а цена вопроса — около 50 тыс. т нержавеющего проката в год. Много это или мало?
Относительно существующей ситуации — много, относительно реального спроса — не более 10%. Российская спецметаллургия сильно отличается от зарубежной. В первую очередь, отсутствием идеологии и сильной оторванностью от мировых тенденций. В России сохраняется подход: спецметаллургия — это точечное применение для ограниченного количества потребителей с упором на сектора рынка, где такие стали применялись раньше: химическая, оборонная промышленность и др. За рубежом давно размыты границы использования спецсталей; они все больше становятся массовыми материалами. Причина:
изменение структуры себестоимости многих металлоемких изделий. Основную долю в себестоимости изделий из металла занимают расходы на разработку технологий и патентов, рекламную кампанию, упаковку, маркетинговые исследования, транспорт, логистику, заработную плату, социальные выплаты, экологию, безопасность использования. Доля самого металла в стоимости конечного изделия становится все меньше и меньше. Но при этом на первый план выходят совсем другие параметры: длительный срок жизни изделия, низкая частота ремонтов, выдерживание пиковых нагрузок, экологичность, сочетание механических и специальных свойств.
В настоящее время в мире наметилась тенденция широкого использования нержавеющих материалов со специальными свойствами вместо низко- и среднелегирован-ных сталей стандартного машиностроительного сортамента. Мировые производители совместно с ведущими институтами в последние пять лет разработали целую серию сталей на базе хромистых нержавеющих сталей с дополнительным легированием. Созданы нержавеющие пружинные стали, нержавеющие автоматные стали, нержавеющие подшипниковые стали, нержавеющие штамповые стали, нержавеющие котельные стали и др. Причина такого подхода — высокая надежность нержавеющих материалов, длительный срок службы, сочетание повышенной прочности и вязкости при достаточно низкой, а иногда и сверхнизкой цене. На нержавеющих сталях можно получать уникальный комплекс свойств, не прибегая к дорогостоящему легированию молибденом, вольфрамом, ванадием, кобальтом и другими элементами. Простой пример: стоимость стандартной быстрорежущей стали (где всего 5% хрома и нет никеля) в 2—3 раза превышает стоимость основных марок нержавеющих хромо-никелевых сталей;
при этом некоторые марки нержавеющих сталей имеют такой же или близкий уровень свойств. Отдельные марки нержавеющих сталей успешно заменяют нихромы. Замена в строительных конструкциях популярных марок типа 09Г2С и 10ХСНД на нержавеющие стали приводит к конечному удорожанию проекта всего на 2—8% при увеличении срока службы в 6—8 раз. В ближайшие десять лет стоит ожидать резкого увеличения мирового рынка потребления нержавеющих сталей за счет массированного проникновения нержавеющего металла в сектора, традиционно занимаемые рядовыми и низколегированными сталями. Таким образом, зарубежный производитель с уверенностью смотрит в завтрашний день. Потенциальный мировой рынок нержавеющих сталей, по приблизительным оценкам, в 6—7 раз превышает сегодняшний.
В России все по-другому. Российские производители нержавеющих сталей замкнулись в существующих рамках и пытаются любой ценой вернуть утраченные позиции, даже не замечая, что рынок стал быстро меняться, изменились требования потребителей, возникли новые отрасли и новые потребности. Российский потребитель не получает от заводов никакой информации о новых материалах, совершенно отсутствуют программы ориентированные на клиентов по удешевлению предлагаемой продукции, не проводятся регулярные технические конференции для потребителей. Как правило, подход стандартный: вчера производили 100 тыс. т, сегодня — 50 тыс. т; надо опять вернуть те 50 тыс. т, тех же клиентов. А в это время непрерывно растет слой новых клиентов, с которыми никто не работает, которые используют другие материалы, хотя нержавейка для них была бы оптимальным выходом. Детальный анализ отраслей российской промышленности дает следующую картину неудовлетворенного спроса на нержавеющую сталь:
■ строительство — 30 тыс. т/г;
■ автомобильная промышленность — 20 тыс. т/г;
■ горнорудная промышленность — 25 тыс. т/г;
■ вагоно- и контейнеростроение — 20 тыс. т/г;
■ нефтяная промышленность — 20 тыс. т/г;
■ химическая промышленность — 20 тыс. т/г;
■ сельскохозяйственная техника — 15 тыс. т/г;
■ коммунальное хозяйство — 5 тыс. т/г;
■ прочее — 5 тыс. т/г. ИТОГО: 160 тыс. т/г.
Получается огромная цифра, которая значительно превышает весь совокупный рынок нержавеющей стали в России. И этот рынок абсолютно свободен. Однако российские производители не торопятся его занимать, сосредоточившись на ограниченном количестве старых потребителей. Такая позиция напоминает идеи некоторых средневековых экономистов, считавших, что количество ценностей на земле неизменно, поэтому главная задача — перераспределить их в свою сторону. Главный соперник российских производителей — сам рынок, и именно с ним нужно бороться, максимально расширяя его. А все толкутся в маленьком пространстве, наступая на ноги себе и соседям.