За последний год существенно усложнилась ситуация на рынке проката цветных металлов. Связано это, прежде всего, с многократным повышением цен, которое производители объясняют ростом цен на первичные металлы: медь, цинк, никель. Например, Ревдинский завод ОЦМ повышал цены восемь раз за год. Анализ показывает, что за 2016 год цены на медные трубы общего назначения выросли на 43,8%, на латунные трубы марки Л68 и Л63 на 23,9%. Примерно такая же картина на других заводах. В текущем году за первые два месяца с начала года цены повышались уже дважды, причем на некоторые позиции весьма заметно, например, на латунные трубы марки Л68 и Л63 на 25%, на прутки Бр. АЖ 9-4 на 16,6%. Одновременно с ценами на первичные металлы повышаются цены на лома и отходы. Индикатором цен на мировом рынке являются цены лондонской биржи металлов (ЛМЕ). В таблицах 1-3 приведено изменение цен на ЛМЕ в 2016-2016 годах на медь, цинк и никель.
Как видно из таблиц цена на медь и цинк поднялась за год соответственно на 43,6 и 45,8%, а цены на никель в течение года колебались в пределах (+15%).
Подобная ситуация на рынке существенно усложняет линию поведения продавцов металлопродукции при продаже проката потребителю, прежде всего в части назначения цены. Крупные трейдеры, как правило, работают по двум основным направлениям:
■ продаже со склада;
■ продаже под заказ.
Причем у многих из них соотношение продаж колеблется в пропорции 50 на 50%.
При продаже проката со склада изменение цен поставщиком сказывается не сразу. Счета, выставленные по старым ценам, могут при необходимости не изменяться, подтверждая надежность продавца, так как будет продан ранее поступивший металл. Повышение цен метал-лоторговцем вслед за поставщиком обусловлено, прежде всего, необходимостью пополнения склада. Его придется производить уже по новым ценам поставщика.
Это создает условия для увеличения доходности продаваемого со склада проката, так как значительная доля его поступила на склад по более низким ценам, но повышение цен неизбежно ведет к снижению спроса. В результате для пополнения склада по новому тарифу требуется пополнение оборотных средств, в том числе за счет кредитов, которые необходимо обслуживать, выплачивая проценты и снижая доходность продаж.
Продажа под заказ осуществляется, как правило, на продукцию, не пользующуюся постоянным спросом. Такая продукция необходима потребителям проката из тяжелых цветных металлов чаще всего в небольших объемах, значительно меньших массы партии запускаемой в производство. Эти малотоннажные заказы составляют около 75-80%. Напрямую выйти с такими заказами на завод-изготовитель потребители не могут. Заводы их не принимают, либо устанавливают высокие надбавки к цене и что очень важно не гарантируют сроков изготовления. Поэтому такие потребители обращаются к металлотрейде-рам либо дилерам заводов, которые аккумулируют у себя мелкие заказы и с укрупненными заказами выходят на завод. При частом изменении цен существенно усложняется заключение договорных отношений на поставку продукции. Согласование условий поставки, включая выполнение особых технических требований потребителя, занимает иногда до двух-трех недель. Если за это время произошло повышение цен, например, на 10-15%, то достигнутые договоренности тут же разрушаются. Из-за длительных сроков изготовления от 30—45 дней, а в ряде случаев срыва срока поставки, возникает проблема при окончательных расчетах. Заказчик стремится осуществить предоплату на уровне 30—50%, и поставщик пропорционально предоплате фиксирует цену на часть продукции. После изготовления продукции в полном объеме, при окончательном расчете заказчик в случае заметного повышения цен либо отказывается от продукции, например из-за срыва оговоренного срока, либо соглашается на поставку продукции по ранее согласованной цене в объеме предоплаты. В результате часть изготовленной продукции остается нереализованной, увеличивая складские запасы завода изготовителя или дилера. В дальнейшем реализовать такую продукцию не всегда удается, и это приводит к замораживанию оборотных средств, а часто и к прямым убыткам из-за необходимости продажи этой продукции в виде отходов, в том числе и в связи с потерей товарного вида из-за длительного хранения.
Следует отметить, что подобная проблема возникает и при участии дилеров в тендерных поставках. Цены на поставку проката участник называет за 3-4 недели до тендера, а после его завершения оказывается, что, выигравший тендер не может выполнить названных ранее условий из-за очередного повышения цен. Из-за этого участие в тендерах при постоянном повышении цен оказывается бессмысленным.
Непредсказуемость в ценообразовании часто приводит к возникновению на рынке парадоксальной ситуации. Заводы для выигрыша в конкурентной борьбе устанавливают неоправданно высокие скидки для некоторых металлотрейдеров, продают металлопрокат по демпинговым ценам, как это делал в 2016 году Артемовский завод ОЦМ, пользуясь монопольным положением на украинском рынке при покупке ломов и отходов. В результате на рынке появляется продукция по ценам ниже тех, по которым ее продают изготовители проката. Пример подобных цен показан в таблице 4.
К сожалению, подобный подход не приводит к росту объема продаж и, как следствие, к росту производства проката в целом. Потребители фактически переходят от одного поставщика к другому. По предварительным итогам 2016 года, Ревдин-ский завод снизил объем выпуска проката на 3000 т, одновременно заметно вырос объем производства проката на Кировском (на 2500 т в год) и Каменск-Уральском (на 6500 т в год) заводах ОЦМ. Однако снизил свое присутствие на Российском рынке Артемовский завод ОЦМ, который продавал в 2016 году до 1200 т проката в месяц, а в 2016 году снизил продажи по разным оценкам до 200-400 т в месяц. В результате общая емкость рынка растет медленно. Для этого нужна большая предсказуемость ценовой ситуации на рынке и активизация в машиностроительных секторах экономики России.