О ЦЕНАХ НА ПРОКАТ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ (ЧАСТЬ 2)

В связи с тем, что заводы изготовители часто объявляют о новом повышении цен за 2—3 дня до ими определенной даты, продавцы металлопроката вынуждены постоянно работать в условиях неопределенности.

Представляется целесообразным, чтобы заводы поставщики придерживались при работе с дилерами и крупными ме-таллотрейдерами понятных правил ценообразования в виде определенной формулы цены. Заводы ОЦМ при повышении цен в последнее время постоянно ссылаются на рост цен на ЛМЕ, как признанного международного индикатора цен на цветные металлы. Очевидно, эту формулу цены целесообразно привязать к ценам на соответствующие компоненты сырья для проката цветных металлов.

Такой подход используют в России последние годы предприятия, производящие первичные металлы, например, Челябинский цинковый завод при продаже на внутреннем рынке цинка, торгующие организации Норильского никеля при продаже своей продукции.

В связи с тем, что котировочная цена металла на ЛМЕ может колебаться как в пределах месяца, так и нескольких дней в основу формулу цены положена средняя арифметическая цена за определенный период котировочных дней (сессий) обычно от 10 до 15 дней. Это позволяет сглаживать случайные колебания цен. Общая формула имеет вид: средняя цена металла на ЛМЕ за определенное число дней плюс НДС, плюс добавочная стоимость, учитывающая возможные издержки и норму прибыли, которая задается либо в процентах, либо фиксированной суммой.

Аналогичный подход используется некоторыми зарубежными фирмами. Например, германская фирма KME предлагала для поставки труб медных следующую формулу: цена ЛМЕ на день оформления заказа плюс услуги брокера на бирже (фиксированная сумма), плюс стоимость обработки и норма прибыли.

При таком подходе, когда цена берется не средняя, а на определенную дату, например, выбирается период падения цен на медь, можно получить определенные конкурентные преимущества. Аналогичную схему цены предлагали и сербские фирмы.

Очевидно, что такой подход можно реализовать на российском рынке при работе с отечественными производителями проката цветных металлов. В этом случае формула цены, которую устанавливают заводы-изготовители может формулироваться следующим образом: стоимость металла плюс стоимость обработки данного вида продукции, плюс норма прибыли. Полученная цена увеличивается на величину НДС.

Стоимость металла при производстве продукции определяется по котировкам ЛМЕ за определенный период. Для многокомпонентных сплавов, например ла-туней, стоимость металла определяется с учетом процентного содержания основных компонент в сплаве. При этом для более корректной оценки стоимости металла при расчете может быть введен для определенных сплавов и видов продукции поправочный коэффициент на использование в шихте отходов и ломов, который либо равен 1,0, когда отходы не используются, либо меньше 1,0, когда они включаются в шихту.

Стоимость обработки устанавливается заводом дифференцированно по группам продукции.

Норма прибыли либо определяется дифференцированно по видам изделий, либо включается в стоимость обработки как некое дополнительное слагаемое.

Учитывая, что стоимость обработки зависит, прежде всего, от нормативов и тарифов, которые в последнее время пересматриваются один-два раза в год, цены становятся более предсказуемыми для продавцов металлопроката, так как основной компонент цены-стоимость металла базируется на уже известных значениях.

Ниже в таблицах 5—6 приведены примеры расчета цены для некоторых видов продукции, в которых за базу стоимости компонентов взяты среднемесячные цены ЛМЕ за январь-февраль 2016 года. Стоимость обработки взята по оценкам автора. Для сравнения в таблице 7 приведены цены заводов производителей проката.

Как видно из приведенных данных, предлагаемый подход вполне адекватно отражает уровень цен, назначаемых заводами за свою продукцию, и может быть практически реализован. В этом случае при заключении договоров с дилерами и крупными потребителями в протоколе цены оговариваются принципы расчета стоимости металла по котировкам ЛМЕ и стоимость обработки по видам продукции. Последняя при устойчивых тарифах пересматривается значительно реже и составляет в цене продукции, как правило, не более 30-35%. Отдельно с каждым потребителем оговариваются условия получения скидок, формы оплаты, принципы фиксации цены, ежемесячные объемы заказов. К концу 2016 года Россия собирается вступить в ВТО. Это приведет к приходу на Российский рынок крупных зарубежных компаний, которые явятся сюда с установившимися правилами ценообразования, вполне понятными потребителям и заводам ОЦМ. Необходимо уже сегодня переходить на такие принципы формирования цен на прокат цветных металлов и быть готовыми к конкурентной борьбе.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.