НЕРЖАВЕЮЩИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Следует заметить, что собственно потребление нержавеющей стали в килограммах на широкую душу нашего населения скорее всего не снижается, а наоборот — растет. Причем растет достаточно быстрыми темпами. Однако это только предположение, поскольку достоверная информация о количестве нержавеющей стали в импортируемых в Россию промышленных товарах отсутствует. Но импорт растет.

Вот только все российское нержавеющее сообщество, включая производителей, трейдеров и переработчиков нержавеющей стали, пока не присутствует на этом празднике жизни.

Почему?

А действительно, почему? Ведь не так уж сложен этот вопрос. Речь ведь не идет ни о создании новых производств, ни об освоении новых технологий, ни, даже, о покупке подорожавшего импортного сырья. Все есть (рис. 7, 8). Россия — еще в составе Советского Союза — производила более миллиона тонн нержавеющей стали в год широчайшего сортамента, Россия обладает запасами как «общеупотребительного сырья» для металлургии (руда, кокс, металлолом), так и является одним из крупнейших в мире производителей никеля.

Российские заводы, производившие нержавейку, не подверглись бомбардировке вражеской авиацией, кадры тоже еще существуют — не сто же лет прошло с момента сворачивания производства.

Да, есть проблемы. Качество российского сырья ниже, чем в Бразилии, Индии и Австралии. Но это не мешает российским предприятиям черной металлургии быть одними из самых привлекательных в мире.

Так почему же специальные стали — просто камень преткновения для российских металлургов?

Объяснение первое — привычное — в России слишком мал объем рынка, чтобы серьезно в него вкладываться. Сразу вопрос: почему Украина может вкладываться в рынок российского нержавеющего сорта, а российские предприятия — нет? Потому что в основном российские предприятия специализируются (если здесь применим

этот термин) на наращивании объемов выпуска рядовой продукции, наиболее востребованной, в особенности, внешним рынком. До недавнего времени рентабельность производства так называемого «коммерческого проката» в разы превосходила рентабельность производства нержавеющих сталей. Но ситуация с рентабельностью меняется, а с производством нержавейки — нет. Значит, причина не здесь.

Вторая причина, особенно активно обсуждавшаяся в течение прошлого года, — демпинг со стороны европейских производителей. Тоже не самое доходчивое объяснение. Во-первых, анализ цен на российском рынке свидетельствует, скорее, о полной зависимости между внутренними ценами и ценами на внешнем рынке. Значит, поскольку российским производителям приходится конкурировать не с европейскими производителями, а с российскими трейдерами, которые торгуют по достаточно нормальным ценам, а ниже просто распродают избыточные запасы, (себе, кстати, в убыток), речь идет о формальном демпинге, который позволяет экономить некоторое количество денег на самой процедуре импорта, но не является столь уж серьезным препятствием, для того чтобы российские предприятия, избавленные от таможенных трудностей, не могли добиваться коммерческого успеха на собственном рынке.

Еще одной из причин называют низкое качество нержавеющего проката российского производства, особенно качество поверхности. А что, качество поверхности является определяющим фактором для всех применений коррози-онностойких сталей? Нет, естественно. Так почему не оставить, в конце концов, сегмент рынка, в котором главными являются декоративные свойства, и сконцентрироваться на материалах для применения в действительно агрессивных средах. Например, поставлять материал для строительства нефтеперерабатывающих заводов, о нехватке которых особенно активно заговорили в прошлом году.

Рассмотрим вопрос демпинга еще с нескольких возможных сторон. Стоимость производства нержавеющей стали в Европе должна быть выше по определению, поскольку Европа (предприятия) в большинстве случаев не имеет собственного сырья, дорого платит за рабочую силу… и еще целый ряд пунктов, которые составляют перечень конкурентных преимуществ российских предприятий. Если бы это было не так, то слябы и горячекатаный лист шли бы не из России в Европу, а в обратном направлении.

Что же касается демпинга с рыночной точки зрения, то если он есть, это свидетельствует о высокой привлекательности рынка. Причем, чем больше демпинг, тем привлекательнее рынок, а значит, за него стоит бороться ВСЕМИ мерами и средствами. Однако с такой точкой зрения согласны не все. По мнению руководителя отдела по связям с общественностью ООО «УК Мечел» Алексея Сотско-ва, «ни российское законодательство, ни международное право не знают таких понятий как «формальный демпинг» и «демпинг с рыночной точки зрения». Уже более ста лет существует только одно понятие демпинга, наличие которого указывает на недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных производителей и экспортеров. У иностранных компаний нет права «ВСЕМИ мерами и средствами» бороться за рынки. У них есть только право бороться за рынки цивилизованными методами. В случае же, если иностранные компании прибегают к демпингу, то в отношении такой продукции вводятся антидемпинговые пошлины. Так поступают во всем мире».

Так в чем же истинная причина постепенной утраты Россией собственного рынка специальных сталей и сплавов?

Все-таки главная проблема в отсутствии четких ориентиров — как для потребителей, так и для производителей. Соответственно, отсутствие возможности долгосрочного планирования, а разворачивание масштабного производства нержавеющей стали — это серьезный инвестиционный проект для любого предприятия, и без четкого представления о будущем объеме заказов проще отказаться от этого проекта. Ведь есть возможности экспорта, на которых живет последние годы российская черная металлургия, имеющая возможность разместить практически любой объем произведенного металла на внешнем рынке, пусть и по более низкой цене, но с гарантированной положительной маржой. В производстве нержавеющей стали такой гарантированной маржи нет.

Приведем упоминавшийся выше пример со строительством нефтеперерабатывающих заводов. Нет строительства — нет поставок. А может быть, строительства нет отчасти и потому, что невозможно просчитать стоимость того же самого нержавеющего проката, необходимого в больших объемах, хотя бы на два года вперед? Вот так на практике работает биржевая цена на никель.

То есть отсутствие инвестпроектов по причине невозможности их детального расчета размывает и без того хлипкие контуры российского рынка нержавеющих сталей. И гонка на выживание превращается в гонку на выживание в густом тумане — захватывающе, но скорее для любителей экстрима.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.