ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФЕРРОСПЛАВОВ

ФЕРРОСПЛАВЫ В ФОКУСЕ

Ферросплавы принято делить на крупнотоннажные и малотоннажные, или легирующие. К первым относят кремниевые (ферросилиций) и марганцевые (ферромарганец, ферроси-ликомарганец) сплавы. Ко вторым, также именуемым «благородные», в основном относят ферротитан, ферромолибден, феррованадий, ферровольфрам, феррониобий. Промежуточную позицию занимают хромовые сплавы, имеющие широкую номенклатуру в зависимости от содержания основного элемента и примесей. Общий список основных позиций ферросплавов легко укладывается в три десятка, все они стандартны и известны рынку, и новых продуктов потребители не запрашивают, а производители не предлагают. Российские стандарты (ГОСТ) практически идентичны западным (ISO), что способствует унификации качественных показателей и поддерживает интенсивные экспортно-импортные потоки.

Ферросплавы используют при производстве чугуна и стали в качестве легирующей добавки. В зависимости от требуемого качества стали содержание легирующих элементов в сплаве варьируется от долей процента до количества, превышающего, собственно, процент содержания железа. При этом крупнотоннажные ферросплавы используются для легирования даже самых простых углеродистых сталей, а «благородные» — при производстве нержавеющих, инструментальных и других высоколегированных марок. Таким образом, потребителями ферросплавов являются все производители стальных полуфабрикатов и проката, чугунного, стального и цветного литья. Кроме этого, в небольших объемах ферросплавы используют электродные и метизные заводы, а также литейные подразделения и цеха машиностроительных предприятий.

Производители ферросплавов достаточно концентрированы и специализированы. В России действуют около десятка предприятий, крупнейшим из которых является Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК). Его доля вместе с входящим в группу ЧЭМК ОАО «Кузнецкие ферросплавы» составляет в количественном выражении более 60%. ЧЭМК производит ферросилиций, ферросиликомарганец и феррохром, Кузнецкие ферросплавы — ферросилиций. Крупными производителями являются также Серовский завод ферросплавов (СЗФ) (производит ферросилиций и феррохром), Братский завод ферросплавов (ферросилиций), Косогорский металлургический и Саткинский чугуноплавильный заводы (ферромарганец), Ключевский завод ферросплавов (феррохром и ферротитан). Феррованадий производят Чусовской металлургический завод и Ванадий—Тулачермет, ферромолибден — Сорский ГОК и Камышинский литейно-ферросплавный завод. Также некоторые виды ферросплавов, в основном легирующие, периодически выпускаются мелкими производителями (табл. 1, рис. 1).

ЦЕНОВАЯ КОНЪЮНКТУРА

В силу полной конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках цены на ферросплавы в России следуют общемировой тенденции. Это обуславливает большое внешнеэкономическое сальдо отрасли. Кроме экономических причин, высокая степень присутствия на российском рынке импортных ферросплавов вызвана географическими причинами: в России почти нет используемых месторождений марганца, до недавнего времени почти не добывали сырье и не производили ферромолибден и ферровольфрам. Поэтому практически монопольное положение на рынке марганцевых сплавов занимают украинские и казахские производители (Никопольский, Запорожский, Стахановский заводы ферросплавов и предприятия ТНК Казхром), последние также серьезно присутствуют на рынке феррохрома. Особое место на российском рынке занимают китайские ферросплавы. Их рыночная доля увеличивается с каждым годом, при-

чем, если раньше поставки китайских материалов проходили только в секторе «благородных» ферросплавов, то сейчас на российском рынке постоянно присутствуют практически вся номенклатура «made in China», в том числе даже относительно недорогие марганцевые и кремниевые сплавы.

В последние месяцы произошли события, которые могут перевернуть расклад сил на рынке предложения ферросплавов. ТНК Казхром получил контроль над СЗФ, а группа «Приват», владея Запорожским и Стахановским ферросплавными заводами и фактически управляя потоками Никопольского завода ферросплавов (по состоянию на середину мая 2016 года), консолидировала украинских производителей. Данные новые реа-

лии не могут не сказаться в ближайшее время на ситуации на рынке, соответственно, хромовых и марганцевых сплавов.

Говоря о ценах, стоит отметить, что в 2016—2016 годах отрасль пережила настоящие «взлеты» и «падения». Цены стремительно выросли в разы, и практически так же стремительно упали. По крупнотоннажным ферросплавам, особенно марганцевым сплавам, относительное изменение цен составило 100 и более процентов, а по «легирующим» — до 1500 (!) процентов. Даже сейчас, после серьезного падения, по сравнению с январем 2016 года, цены на ферротитан выше на 170%, на феррованадий — на 180%, на ферромолибден — на 270%, на ферровольфрам — на 300%! (рис. 2—7). Безусловно, это следствие роста на всех металлургических рынках, и дополнительное подтверждение того, что все сырьевые товары вошли в новый ценовой «коридор». В результате столь мощного роста цен «капитализация» (объем продаж) российского рынка ферросплавов серьезно выросла и составляет сейчас не менее 1,5 млрд долл. США в год (табл. 2). Такие цифры, безусловно, привлекают в отрасль новых игроков и не дают расслабиться действующим участникам.

ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ

Несмотря на указанные выше концентрацию и специализацию, рынок продолжает оставаться достаточно конкурентным. Коллективный портрет российского потребителя представляет собой сообщество, состоящее из пятидесяти металлургических комбинатов и заводов, более пятисот литейных и машиностроительных предприятий и двух десятков производителей электродов. За обладание этим рынкам борются службы продаж производителей, представители мировых трейдеров, крупные транзитные компании, складские торговцы и посредники. В этой борьбе участники используют все последние достижения маркетинга, безусловно, учитывая пресловутую «специфику российского рынка».

Положительным фактором является периодическое «согласование позиций» между основными участниками рынка крупнотоннажных сплавов, в котором участвуют ЧЭМК, ТНК Казхром, СЗФ и торговые представители группы «Приват». Несмотря на кажущуюся «не-рыночность» данного механизма, производители совместно поддерживают потребителей, особенно крупных, и успешно регулируют рынок. Предполагается, что в условиях общего роста металлургической отрасли стабильность и даже некоторая плановость, достигнутая посредством соглашения между основными поставщиками при молчаливом согласии основных потребителей, предпочтительнее «дикой» конкуренции. Крупные металлургические заводы начинают получать крупнотоннажные ферросплавы на основе квартальных спецификаций по фиксированным ценам у уполномоченных производителями поставщиков, уменьшая закупки на спотовом рынке.

Рынок легирующих ферросплавов более конкурентен. В связи с тем, что большая доля «благородных» сплавов поставляется из-за границы, а также с тем, что изменения цен на мировом рынке происходит практически еженедельно, здесь «правят бал» независимые торговые компании. Постоянными участниками рынка являются около десяти трейдеров, крупнейшими из которых можно назвать Роскомплект и компанию ЦМК-Трейдинг. Поставки осуществляются со складов в спотовом режиме, и высшей степенью «стабильности» контракта считается ежемесячное пересогласование цен и объемов.

С флагом «цивилизованной торговли» выступают на рынке трейдеры ПромАп и Единые ферросплавные системы (ЕФС). Начав в 2016 году, за неполные два года эти торговые компании принципиально изменили рынок складских продаж, предоставив потребителям полную номенклатуру ферросплавов с современным финансовым и логистическим сервисом. Интересным сравнением было бы появление сетевого супермаркета типа «Перекресток» в микрорайоне, где до этого были только разрозненные «магазины у дома». Большое количество мелких и средних потребителей не имело ранее возможности закупать ферросплавы в необходимом «розничном» объеме при сохранении гарантии качества у компаний, работающих на федеральном рынке. Конкурентами этих компаний выступают в основном даже не региональные посредники, а «серые» компании — одно-

дневки, предлагающие потребителями демпинговые цены за продукцию сомнительного происхождения, часто называемую «профсоюзным материалом». Но это еще одна «особенность российского рынка» ферросплавов, и изменить положение может, пожалуй, только позиция потребителей.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА

В настоящий момент на рынке господствуют несколько тенденций, которые соответствуют развитию всего российского рынка промышленных материалов, в том числе металлургического. В сфере производства баланс мощностей имеет положительную динамику. Заводы-производители наращивают объемы, строятся новые предприятия: Юргинский завод ферросплавов — группа ЧЭМК (ферросилиций); Тихвинский завод ферросплавов — группа ИСТ (феррохром), Жирекенский ГОК — Базовый элемент (ферромолибден). Остановлено производство только на Алапаевском ме-

таллургическом заводе (ферромарганец), но оно и работало менее полугода. Правда, «классические» производители практически не проводят модернизацию оборудования, выбирая ресурс уже довольно изношенных производственных мощностей. С последним фактором связаны некоторые опасения долгосрочного «здоровья» отрасли. Пока, опираясь на более низкие, чем у зарубежных конкурентов затраты на энергоносители и оплату труда, российские производители конкурентоспособны на глобальных рынках. Но, с вхождением России в ВТО и с приведением внутренних цен на газ и электроэнергию к мировому уровню, эффективность некоторых предприятий будет поставлена под вопрос. Особенно это касается производств, не обеспеченных собственными сырьевыми источниками. На фоне увеличивающейся мировой интеграции, а также географической близости растущей китайской металлургической отрасли, эта проблема неминуемо встанет перед владельцами и менед-

жерами ферросплавных предприятий России уже в ближайшие годы. Изменение конкурентной среды на рынке продаж ферросплавов можно связывать в будущем, с одной стороны, со степенью монополизации финансово-промышленными группами производства конкретных видов сплавов через владение/управление предприятиями-производителями или через контроль над источниками сырья, с другой — с готовностью крупных потребителей мириться с навязываемым участниками торговых соглашений «комплексным обедом». Пока здесь перспективы скорее негативные. А вот в секторе складских продаж конкуренции более чем достаточно. Здесь стоит прогнозировать увеличение доли «цивилизованных» торговцев, которым придется отвоевывать позиции в тяжелой борьбе с «дикими» трейдерами. Вполне вероятно ожидать применения в качестве «тяжелой артиллерии» роста числа складов, предоставления постоянного наличия полного сортамента под заказ потребителя, предложения товарного кредитования, активных маркетинговых мероприятий и т.п.

Предполагается, что в ближайшие годы к нам должны прийти крупные игроки. Конечно, компании из «ближнего» зарубежья — группа «Приват» и ТНК «Казхром» — давно присутствуют в России и играют важнейшую роль на соответствующих рынках. Сейчас многие трейдеры и производители из «дальнего» зарубежья присматриваются к российскому рынку, работая через представительства (как, например, швейцарский «Гленкор») или через российских партнеров. Увеличение объема импортной продукции, в основном китайского производства, заметно уже сейчас. Если производители и в дальнейшем будут акцентировать внимание на экспортных поставках в ущерб отечественному рынку, мы можем столкнуться с ситуацией, когда импортные ферросплавы окончательно станут для потребителя предпочтительнее российских по всем качественным и ценовым показателям. Подобная картина, кстати, наблюдается сейчас в секторе продаж нержавеющих сталей, и, безусловно, это не способствует перспективам развития отрасли.

Предполагаемый сценарий развития российского рынка ферросплавов, очевидно, повторяет основные тенденции изменения всего российского и мирового металлургического рынков: консолидация производителей с поглощением мелких участников, создание вертикально-интегрированных компаний с производственной цепочкой от руды до готовой продукции, высокий объем внешнеторговых операций, создание профессиональных торгово-логистических центров для мелкооптовых продаж, переход потребителей к плановым «цивилизованным» закупкам. Основной участник рынка — российский металлургический комплекс, и от «состояния «здоровья» последнего зависят перспективы развития отечественного рынка ферросплавов.

 

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.

source: coin-qr.to