СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ КОМПАНИЙ В НИКЕЛЕВОЙ ОТРАСЛИ

Слияние и поглощение компаний в никелевой отрасли происходят не так часто. Рынок никеля — олигополистичес-кий, число компаний-производителей невелико, по сравнению, например, с медной отраслью. В 2016 году на долю пяти ведущих производителей приходилось 57% рынка, а на первые десять компаний — почти 80%.

Для никелевой отрасли характерно доминирование крупных компаний с высокой капитализацией. Понятно, что при поглощении/слиянии речь идет о многомиллиардных сделках. Кроме того, такие сделки находятся под пристальным вниманием «антимонопольных» органов из-за высокой степени концентрации производства.

Высокие цены на никель за последние два-три года и прогнозы аналитиков о ситуации на рынке и ценах привели к росту интереса горно-металлургических компаний к рынку никеля. Так, аналитики Macquarie Bank недавно повысили в про-гнозах долгосрочные цены на никель на 58% до 10 500 USD/т. Многие эксперты говорят о дефиците на рынке никеля вплоть до 2017 года, когда новые никелевые проекты выйдут на проектную мощность. Все это делает никелевый бизнес очень привлекательным для инвесторов (рис. 2).

Участие в никелевом бизнесе может быть обеспечено двумя путями:

Приобретение доли в новом никелевом проекте, принадлежащем небольшой компании, которая самостоятельно не может профинансировать его реализацию. Понятно, что этот путь связан с рисками, особенно для компании-покупателя, ранее не занимавшейся никелем. Не является редкостью последующий отказ компании от участия в проекте, например в 2016 году компания Implats (ЮАР) — второй по величине в мире производитель платины — отказалась от участия в достаточно привлекательном никелевом проекте Ambotovy (Мадагаскар), причем ей пришлось заплатить 12,1 млн USD отступных владельцу проекта компании Dynatec (Канада).

Поглощение компании, являющейся действующим производителем никеля. Это обходится гораздо дороже, но «в стоимость покупки» входит опыт производства никелевых продуктов, развитая сбытовая сеть и т.д.

За последние два года объектами поглощения стали такие известные компании как WMC Resources (Австралия), канадские Inco и Falconbridge.

Первой «жертвой» стала WMC Resources (WMC).

В октябре 2016 года компания Xstrata (Швейцария) предложила 6,35 AUD за каждую акцию компании WMC. По словам представителей Xstrata, это предложение включало в себя надбавку 25—29% к цене акций компании WMC за предшествующие предложению 3—6 месяцев. Совет директоров компании WMC посоветовал акционерам отклонить эту сделку, полагая, что акции компании были недооценены. На конец декабря 2016 года курс акций компании WMC составил 7,19 AUD, что было на 13% выше предложенной Xstrata цены. Xstrata повысила свое предложение до 7 AUD за акцию. В конце декабря 2016 года в прессе появились слухи о том, что теперь другая компания — BHP Billiton (Австралия-Великобритания) оценивает активы WMC и рассматривает вопрос о возможности приобретения компании.

8 марта 2016 года BHP Billiton обнародовала свое предложение: 7,85 AUD наличными за акцию WMC. По независимым экспертным оценкам, справедливый курс акций WMC 6,97—8,04 AUD, так что предложение BHP Billiton приближается к верхней границе коридора. 11 марта 2016 года Совет директоров WMC посоветовал акционерам принять это предложение. В связи с этим предложение Xstrata было окончательно отклонено. 17 июня BHP Billiton сообщила, что в ее распоряжении находятся 90,59% акций WMC Resources.

BHP Billiton до сих пор не обнародовала планы развития никелевого бизнеса объединенной компании, нельзя исключить вероятность того, что планы развития никелевого бизнеса WMC могут претерпеть существенные изменения (табл. 1).

После приобретения WMC в 2016 году компания BHP Billiton стала третьим по величине производителем никеля в мире, и ее рыночная доля выросла с 6% в 2016 году до 11% в 2016-м. Концентрация производства в никелевой отрасли возросла, на долю пяти крупнейших производителей стало приходиться 63% мирового выпуска, на долю десяти — 84% (рис. 3).

Следующими «жертвами» стали канадские производители никеля — компании Inco (вторая по величине после «Норильского никеля») и Falconbridge (четвертая по величине).

Xstrata предприняла вторую попытку заполучить никелевую компанию. Xstrata — это уголь (крупнейший в мире экспортер энергетического угля), медь, ванадий, цинк, золото, свинец серебро. Она была мало известна до 2016 года, когда получила листинг на Лондонской фондовой бирже. За последующие три года она приобрела активы по углю в Австралии и ЮАР, австралийскую медную компанию MIM (за 2,9 млрд USD), медный рудник Tintaya в Чили (за 750 млн USD). Почти 36 процентов в Xstrata принадлежит Glencore International AG.

В августе 2016 года компания Xstrata приобрела у крупнейшего акционера Falconbridge — компании Brascan (Канада) пакет в 19,9% всех акций Falconbridge за 1,7 млрд USD или 28 CDN за акцию. По канадскому законодательству при единовременном приобретении более 20% акций, компания-покупатель обязана сделать предложение о приобретении оставшихся 80% акций. Однако курс акций

Falconbridge на тот момент, по мнению Xstrata, был очень высокий, поэтому она пока остановилась у этого барьера.

Покупка доли в Falconbridge выглядела очень перспективно. Компания Falconbridge обладает крупными активами в медном и никелевом бизнесе, ей также принадлежат алюминиевые и цинковые предприятия, чего не было у WMC Resources.

11 октября 2016 года компания Inco объявила о начале дружественного поглощения Falconbridge.

Inco предложила акционерам Falconbridge за каждую акцию компании 34 CDN либо 0,6713 акции Inco + 0,05 CDN. На поглощение компания Inco планировала затратить не более 2,87 млрд CDN и не более 201 млн акций. Акционеры Inco получат 56% акций в новой компании, акционеры Falconbridge — 46%. Для заключения сделки более двух третей всех акционеров Falconbridge должны проголосовать «За».

Если бы поглощение состоялось, то образовалось бы «Новая компания Inco» с рыночной капитализацией около 24 млрд USD, которая стала бы пятой по величине среди горно-металлургических компаний, уступая только BHP Billiton, Rio Tinto, Anglo American, CVRD и Alcoa. Новая компания Inco стала бы крупнейшем в мире производителем никеля с объемом производства около 330 тыс. т никеля (и 600 тыс. т меди), что составляет 25% от мирового производства никеля и (3,6% от мирового производства меди) на 2016 год. Дополнительно к этому, новая Inco оказалась бы первой в мире по суммарным запасам никеля в сульфидной и латеритовой руде.

К 2017 году планировалось довести выпуск никеля до 450 тыс. т/г, что составило бы порядка 30% от мирового производства, а к 2017 году довести выпуск меди до 1,2 млн т/г.

По словам исполнительного директора компании Inco Скотта Хэнда, новая компания была бы очень хорошо диверсифицирована: по итогам 2016 года на продажи никеля пришлось бы около 50%, еще около трети — на медь, 10% — на алюминий, остальное — цинк, кобальт и драгметаллы. Слияние привело бы к снижению затрат за счет оптимизации численности и потоков сырья и сокращения дублирующих структур. К концу 2017 года планировалось за счет слияния экономить порядка 350 млн USD/г, а в целом экономия в результате могла бы составить около 2,5 млрд USD после учета налогов.

Сделка должна была быть одобрена властями Канады, США и ЕС. Для ускорения процесса и устранения возможных препятствий по части антимонопольного законодательства Inco была готова, если потребуется, продать рафинировочный завод Nikkelverk (Норвегия) и некоторые маркетинговые организации после завершения сделки. Inco также выразила готовность обеспечивать рафинировочный завод («на расстоянии вытянутой руки») промпродуктом для переработки, как это делала Falconbridge.

Неожиданно появился еще один покупатель. 8 мая 2016 года компания Teck Cominco (Канада) сделала официальное предложение о приобретении 100% акций компании Inco (Канада). Компания Teck Cominco предложила 78,5 CDN наличными за каждую акцию Inco либо 0,9776 собственных акций класса B + 0,05 CDN за каждую акцию Inco. В среднем выходит 28 CDN + 0,6293 акции Teck Cominco класса B за каждую акцию Inco. Премия к среднему курсу акций компании Inco за последние 30 торговых дней составляла, по словам Teck Cominco, 27,8%. Общая сумма, предложенная за компанию Inco (наличность + рыночная стоимость акций), равнялась 17,8 млрд CDN (16,1 млрд USD). Утверждение этой сделки автоматически означало бы прекращение процесса слияния компаний Inco и Falconbridge.

В результате приобретения Inco новая Teck Cominco стала бы первой в мире по добыче цинка и индия, второй — по добыче никеля и коксующегося угля; имелись бы сильные позиции на рынках меди, молибдена, золота, серебра, МПГ и кобальта. Рыночная капитализация новой компании превысила бы 32 млрд CDN, а экономия средств за счет слияния составила бы около 150 млн CDN в год.

Для справки: канадская компания Cominco была образована в 1906 году, в 2016 году произошло слияние Teck и Cominco. В настоящее время Teck Cominco является одним из крупнейших в мире производителей коксующегося угля, цинка и индия, помимо этого компания производит медь, золото, серебро, молибден и германий.

Отметим, что сразу после объявления о намерении Teck Cominco приобрести Inco, курс акций Inco вырос с 65 до 75 CDN.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.