СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ КОМПАНИЙ В НИКЕЛЕВОЙ ОТРАСЛИ

На тот момент компании Xstrata принадлежало уже 20,01% акций Falconbridge, и она собиралась довести свою долю, как минимум, до контрольного пакета, но объявление о слиянии компаний Inco и Falconbridge спутало планы Xstrata.

Практически сразу после предложения Teck Cominco компания Xstrata сделала ответный ход: она предложила за компанию Falconbridge 14,6 млрд USD наличными, что составляет 52,5 CDN за акцию.Это на 12,3% больше, чем ранее предлагала Inco. Срок предложения несколько раз продлевался и последний раз был перенесен на 25 августа 2016 года. Отметим, что Совет директоров Falconbridge на тот момент рекомендовал акционером отклонить предложение Xstrata.

4 июля компания Inco получила согласие от комиссии ЕС на покупку Falconbridge, при условии, что последняя продаст рафинировочный завод Nikkelverk.

Для того чтобы Xstrata хотя бы частично утратила интерес к Falconbridge, руководство компании пошло на отчаянный шаг. 7 июня 2016 года Falconbridge продала рафинировочный завод Nikkelverk компании LionOre (Канада) при условии слияния Inco с Falconbridge. Сумма сделки составляет 650 млн USD — 400 млн USD наличными + 250 млн USD акциями компании LionOre (49,1 млн акций, что составляет 18,4% всех акций LionOre). По условиям этой сделки, компания Falconbridge обязалась на протяжении десяти лет поставлять на Nikkelverk 60 тыс. т/г никеля в файнштейне. Отделение Falconbridge, которое занимается маркетингом готовой продукции с Nikkelverk и закупками стороннего сырья для завода, также переходило к LionOre.

26 июня 2016 года компания Inco увеличила стоимость предложения за одну акцию компании Falconbridge с 51,17 CDN до 53,83 CDN или с 0,6927 акции Inco + 0,05 CDN до 0,82419 акции Inco + 0,05 CDN. В целом, предложение за Falconbridge увеличилось с 4,8 млрд CDN + 201 млн акций

компании Inco до 6,7 млрд CDN + 213 млн акций Inco, что при текущем курсе акций соответствует 18,3 млрд USD. Срок действия предложения был продлен с 30 июня 2016 года до 13 июля 2016 года из-за того, что решение комиссии ЕС об одобрении/запрещении этой сделки ожидалось только 12 июля 2016 года (разрешение на это слияние ранее уже было получено от государственных органов Канады и США).

Страсти накалились до предела, так как Phelps Dodge — крупнейшая медная компания США сделала предложение о приобретении всех акций компании Inco. За каждую акцию Inco Phelps Dodge предложила 0,672 cвоей акции + выплаты в 17,5 CDN, что в сумме соответствует 71,3 USD за акцию Inco. Это на 23% выше рыночного курса акций Inco на последний день торгов (23 июня) и на 19% больше, чем предложила за Inco компания Teck Cominco. Компания Phelps Dodge полностью поддержала компанию Inco в планах приобретения Falconbridge, в отличие от Teck Cominco, которая в случае покупки компании Inco отменила бы приобретение Falconbridge.

В результате «тройного слияния» Phelps Dodge—Inco— Falconbridge могла бы образоваться компания Phelps Dodge Inco Corporation с рыночной капитализацией в 56 млрд USD,

которой принадлежало бы более четверти мирового рынка никеля и около 10% мирового рынка меди. Новая компания стала бы крупнейшим производителем никеля в мире, вторым по величине производителем меди и молибдена и четвертым по величине производителем кобальта. В новой компании 40% акций принадлежало бы акционерам Phelps Dodge, 31% акционерам Inco и 29% акционерам Falconbridge. В компании работало бы около 40 тысяч человек. Экономия от этого тройного слияния составляет около 900 млн USD в год.

Руководство всех трех компаний Phelps Dodge, Inco и Falconbridge поддерживало эту сделку.

В виде ответного шага 11 июля Xstrata увеличила предложение с 52,5 до 59 CDN за каждую акцию Falconbridge, а 19 июля — до 62,5 CDN за акцию.

8 августа руководство компании Falconbridge порекомендовало акционерам принять предложение Xstrata о приобретении всех акций компании по 62,5 CDN/шт.

Акционеры Falconbridge против последнего предложения Xstrata не устояли.

На 15 августа 2016 года компания Xstrata смогла выкупить 67,8% акций Falconbridge дополнительно к приобретенным ранее, и ее доля составила 92,1% от всех акций Falconbridge. 21 августа 2016 года Xstrata объявила о завершении враждебного поглощения и получении полного контроля над Falconbridge.

Отметим, что приобретение компанией Xstrata Falconbridge не должно сильно сказаться на рынке никеля, так как собственного производства никеля либо новых никелевых проектов у Xstrata нет. В период высоких цен на никель Xstrata вряд ли будет переносить пуск новых никелевых проектов, ранее принадлежащих Falconbridge, на более поздние сроки. Эти проекты могли бы обеспечить рост производства никеля со 114 тыс. т в 2016 году до 160 тыс. т к 2017 году.

После провала попытки поглощения Falconbridge объектом поглощения стала сама Inco.

11 августа в борьбу за компанию Inco вступила крупнейшая бразильская горно-металлургическая компания CVRD. Она предложила за Inco 17,6 млрд USD наличными или 86 CDN за акцию (порядка 77,4 USD за акцию). Предложение Phelps Dodge на тот момент составляло около 76 USD за каждую акцию Inco в виде собственных акций и наличных. Предложение CVRD выглядит предпочтительнее, и руководство Inco ведет переговоры с CVRD, а с другой стороны, оно рекомендовало принять предложение Phelps Dodge о слиянии. Аналитики считают, что Inco ведет двойную игру для повышения собственного курса акций, стремясь «продаться дороже».

Далеко не все акционеры Phelps Dodge приветствуют идею слияния с Inco. Так, один из крупнейших акционеров — компания Atticus Capital LP (США) на собрании акционеров 25 сентября будет голосовать против слияния.

17 августа истек последний срок предложения Teck Cominco о покупке Inco, так что можно считать, что эта компания выбыла из борьбы. Осталось два игрока, которые борются за Inco — это CVRD и Phelps Dodge. 7 сентября состоится собрание акционеров Inco, где они смогут выбрать, кто для них предпочтительнее — CVRD или Phelps Dodge.

Попробуем оценить, к чему может привести поглощение Inco. Шансы CVRD выглядят предпочтительнее, поэтому

начнем с нее. CVRD, крупнейший в мире производитель железной руды, занимается также бокситами, марганцем, ферросплавами, медью.

Компания CVRD достаточно давно вынашивает планы по «завоеванию» рынка никеля. В середине 2016 года компания CVRD вела переговоры с никелевой компанией Eramet (Франции) о приобретении, но сделка не состоялась (мощности по производству никеля во всех видах компании Eramet составляют около 75 тыс. т никеля в год). В 2016 году компания CVRD приобрела за 940 млн CDN (790 млн USD) компанию Canico Resources (Канада), которой принадлежит никелевый латеритовый проект в Бразилии Onca-Puma (начало производства — 2017 год, мощность по первому этапу — 30 тыс. т никеля в ферроникеле в год, мощность по второму этапу — до 57 тыс. т никеля в ферроникеле в год). Помимо этого компании CVRD принадлежит никелевый латеритовый проект Vermelho (Бразилия), где планируется в 2017 году начать производство 46 тыс. т никеля в год по технологии автоклавно-кислот-ного выщелачивания (PAL).

Приобретение Inco поможет CVRD стать третьей в мире по величине горно-металлургической компанией в мире, а к 2017 году — крупнейшим в мире производителем никеля с объемом производства более 400 тыс. т в год, что будет составлять более 1/4 от мирового производства. Дополнительно к этому компания CVRD получает команду профессионалов, у которых богатый опыт реализации новых никелевых проектов, и эта команда поможет с вводом в строй Onca-Puma и Vermelho. CVRD получит также развитую сеть по сбыту никеля, принадлежащую компании Inco. Новая CVRD будет намного лучше диверсифицирована, так как на отделение железной руды будет приходиться меньшая доля выручки.

Приобретение Phelps Dodge компании Inco не приведет к существенному изменению на рынке никеля, так как собственного никелевого производства у компании нет, правда, Phelps Dodge принадлежит 10% в компании Dynatec (Канада), у которой 75% в никелевом латеритовом проекте Ambatovy (Мадагаскар) мощностью 60 тыс. т никеля в год. Ориентировочный ввод в строй проекта состоится в 2017—2017 годах, но на долю Phelps Dodge, при условии осуществления проекта, придется только 6 тыс. т никеля.

Поглощение/приобретение компаний в никелевой отрасли за последние два года должно привести к увеличению контроля за рынком никеля со стороны производителей. Сегодня на долю пяти крупнейших производителей приходится почти две трети от мирового производства, в недалеком будущем их доля может превысить 70%. Такая высокая концентрация производства приведет к тому, что цены на никель, скорее всего, не будут подвержены таким резким колебаниям, как в последние 5—7 лет. Снижается угроза значительного избытка предложения никеля, так как крупным компаниям проще регулировать объемы производства и сроки ввода в строй новых никелевых проектов для поддержания баланса на рынке. С другой стороны, поглощения никелевых компаний крупными игроками рынка обеспечит их средствами для осуществления новых никелевых проектов (рис. 4, табл. 2).

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.