АЛЮМИНИЕВЫЕ ГОНКИ НА ВЫЖИВАНИЕ

Недавно в Москве состоялся один из крупнейших международных алюминиевых форумов — организованная Metal Bulletin при поддержке Компании РУСАЛ 21-я алюминиевая конференция. Она, как водится, собрала не только значительное количество участников, но и интересных докладчиков. Интерес к конференции подогревался и тем, что она впервые проходила в России, которая, по общему мнению, является одной из наиболее привлекательных стран для создания новых алюминиевых производств.

Однако не перспективы России мы выбрали в качестве темы для этой статьи. Этот вопрос уже неоднократно и подробно освещался на страницах журнала. Интерес, с нашей точки зрения, представляют тенденции мирового рынка алюминия, в отношении которых можно привести известную фразу: «В действительности все не так, как на самом деле».

Речь идет о тех качественных и количественных параметрах, которые отличают мировой рынок алюминия от рынков других цветных металлов, в частности никеля и меди (рис. 1).

Первое отличие, которое бросается в глаза при анализе динамики индексов цен на перечисленные цветные металлы за последние пять лет, — рост цен на алюминий значительно отстает от цен на другие металлы, несмотря на то, что их потребление растет сходными темпами и, как мы уже привыкли, основным драйвером этого роста является Китай. Китайская тема, безусловно, будет затронута в этой статье, однако несколько позже.

Основной дискуссионной темой, проходящей через большинство докладов, была попытка найти ответ на вопрос — ждет ли рынок алюминия рост цен, который поднимет их до уровня, сопоставимого с другими металлами, либо отставание сохранится. Сразу скажем, что однозначного ответа на этот вопрос в рамках конференции сформулировано не было, да и вряд ли это было возможно, но фрагменты прозвучавшей дискуссии, мотивы, которыми руководствовались авторы докладов, мы постарались свести на «очной ставке» в этой статье. Безусловно, некорректно в одном материале сопоставлять результаты разных исследований, однако если цель заключается в том, чтобы вынести на обсуждение некоторые парадоксы мирового рынка алюминия, такой подход можно считать допустимым.

Начнем мы, естественно, с базовых параметров — роста потребления алюминия по регионам мира (рис. 2).

Итак. Потребление алюминия растет, особенно в последние годы. Последним «черным» годом для алюминиевой отрасли являлся 2016-й, когда снижение потребления было результатом общего замедления мировой экономики. С тех пор ситуация выправилась, в течение трех лет потребление алюминия росло по всем регионам довольно значительными темпами. Если верить авторам этого прогноза, то ситуация 2017 года лишь локальное торможение прироста потребления, вызванное, по-видимому, резким ростом цен на сырьевые материалы. Как мы видим, незначительно сокращение потребления коснулось развитых стран Европы, США и Японии. Развивающиеся рынки продолжили свой рост.

Причина такого «неравноправия» развитых и развивающихся рынков очевидна — рост стоимости энергоресурсов. Именно поэтому алюминиевая отрасль переживает сегодня процесс поиска нового «центра тяжести». К сегодняшнему дню, пожалуй, можно выделить только двух очевидных лидеров этой гонки — Россию и Китай. Есть, конечно, еще ряд перспективных регионов, однако их перспективность ограничена возможностью создания новых проектов, но по массе они вряд ли смогут соперничать с признанными лидерами.

Рост потребления в последние годы был столь быстр, что алюминиевая отрасль не успела адекватно отреагировать пуском новых мощностей, что в 2016 году привело, с одной стороны, к существенному росту цены, с другой — к возникновению дефицита первичного алюминия в объеме около полумиллиона тонн. В 2017 году ситуация на рынке практически нормализовалась, производство по своим объемам догнало растущее потребление, однако рост цен, в полном соответствии с тенденциями окружающего мира, продолжился (рис. 3).

Однако, по мнению MBR, пока возможности дальнейшего роста производства адекватными потреблению темпами исчерпаны, и уже на 2017 год MBR прогнозирует дефицит первичного алюминия в объеме примерно 400 тыс. т, с соответствующим ростом цен на него. В дальнейшем баланс будет достигнут в 2017 году, а в 2017 будет существовать некоторый профицит производства первичного алюминия,

соответственно в 2017 и 2017 годах цены будут снижаться и достигнут уровня 2017 года.

Однако этот прогноз не вполне коррелирует с динамикой рынка глинозема (рис. 4). В последние месяцы цены на глинозем буквально обвалились, достигнув уровня начала 2016 года. При этом соотношение цены на глинозем и цены на алюминий достигло еще более раннего уровня — 2016—2016 годов, когда спрос на алюминий существенно снизился. Это достаточно неожиданный результат, и влияние этого снижения на рынок первичного алюминия еще предстоит оценить.

Может быть именно в поведении цен на глинозем коренится существенное отличие рынка алюминия. И речь не о росте или снижении, а о том, что по отношению к другим рынкам цветных металлов рынок алюминия менее разогрет спекулятивно. Сущность процесса заключается в том, что мнимый дефицит того или иного ресурса, либо даже опасение подобного дефицита в будущем могут приводить к существенному росту фьючерсных контрактов. Это, в свою очередь, приводит к давлению на спотовые цены в сторону повышения — ценовая спираль начинает раскручиваться, ограничиваясь лишь количеством денег, которые спекулянты готовы завести на этот рынок. А вот как раз со спекулятивными деньгами сегодня нет дефицита.

В алюминиевой промышленности превалируют вертикально-интегрированные алюминиевые компании, которые осуществляют полный цикл производственной деятельности от добычи сырья до производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Последние в значительной степени сами являются добывающими. Поэтому в целом отрасль более сбалансирована и меньше подвержена спекулятивным воздействиям.

В то же время запасы алюминия в последние годы несколько уменьшились (рис. 5). Их дальнейшее снижение, если таковое будет происходить, будет положительно влиять на цену. Хотя, по мнению ряда аналитиков, оно еще не достигло критического уровня. Но такая точка зрения разделяется не всеми. По мнению аналитиков компании Macquarie, зависимость запасов и цены алюминия такова, что при снижении этих запасов ниже определенного уровня, цена начинает расти по экспоненциальной зависимости. И, по их мнению, к настоящему моменту уровень запасов уже критически низок, что свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе, если запасы снизятся даже не-

значительно, это приведет к скачкообразному росту цен на первичный алюминий (рис. 6).

Такая точка зрения, безусловно, имеет право на жизнь, однако представляется все же весьма условной. И основным противоречащим этой теории фактором можно считать падение цен на глинозем. Если рассмотреть основные составляющие цены алюминия, приведенные аналитиками Goldman Sachs, то можно заметить, что затраты на электроэнергию и основное сырье практически совпадают (рис. 7). Действительно, средний рост этих статей затрат в последние годы приводит к росту себестоимости алюминия, и, соответственно, к росту срочных цен на него. Однако в настоящий момент мы видим, что сырьевая составляющая себестоимости в значительной степени снизилась, а зна-

чит, в ближайшее время эта тенденция будет отыграна во фьючерсных ценах.

В процессе обсуждения выявилась и еще одна достаточно важная тенденция. Речь идет о ценах на продукцию из алюминия. Как в Европе, так и в США прослеживается тенденция к существенному снижению прибыли при производстве массовых видов алюминиевого проката. В настоящий момент цена на него практически приближается к цене первичного алюминия, превышая ее всего на 30—40%. Хотя нормальным можно считать уровень цены на прокат, который на 70—90% выше цены первичного алюминия (рис. 8, 9, 10).

Такое положение дел на рынке алюминиевой продукции приводит к катастрофическим финансовым результатам ряда производителей алюминиевого проката, с одной стороны, а с другой стороны, свидетельствует о том, что потребитель, по крайней мере в США и Европе, не готов к существенному повышению цен.

Этот фактор является весьма важным ограничителем, который необходимо принимать во внимание, когда мы говорим о дальнейшем росте цен на тот или иной металл.

Что следует также отметить, так это момент начала снижения маржи производителей проката — и в Европе, и в США этот момент пришелся на середину прошлого года. Что довольно странно, поскольку в этот период цена на алюминий поднималась достаточно плавно и не слишком быстро, значительно отставая, в частности, от роста цен на медь и никель.

И здесь мы подходим к тому моменту, когда в рассмотрение следует включить Китай. Эта страна, безусловно, является главным драйвером практически всех сырьевых рынков. Ак-

тивно развивающая перерабатывающая промышленность, создание большого количества новых предприятий, активное жилищное и промышленное строительство — все это требует значительных объемов сырья, металла, нефти и т.п.

Потребление алюминия растет в Китае весьма быстрыми темпами, и пока нельза сказать, что тенденция ускорения этого роста переломлена. Большинство аналитиков сходится на том, что в ближайшие годы прирост потребления алюминия в Китае останется на высоком уровне (рис. 11).

Тогда почему этот рост не вызывает на рынке алюминия такого же перегрева, как на других рынках? Причина, по всей видимости, в том, что в отличие от других сырьевых товаров, Китай обладает достаточным объемом сырья для производства алюминия (рис. 12).

Именно в силу этого фактора рынок алюминиевого сырья не был «разогрет» китайскими производителями (импортерами) алюминия. Соответственно, высокие цены на сырье не подталкивали цены на металл, которые росли в основном в зависимости от роста цен на электроэнергию. В этот же период времени в Китае параллельно с новыми мощностями по производству алюминия в большом количестве строились мощности по производству глинозема. Это привело к тому, что уже в 2017 году, несмотря на рост потребления алюминия, импорт глинозема несколько снизится. По прогнозу компании River Edge Nonferrous, уже в 2017 году импорт глинозема существенно сократится и к 2017 году снизится практически до нуля. В то же время, начиная с 2017 года, будет резко расти импорт бокситов для их переработки внутри страны.

Компания Brook Hant сделала подробный анализ динамики строительства мощностей по переработке бокситов.

Не будем подробно вдаваться в анализ, приведем лишь некоторые результаты. Они свидетельствуют, что как по строительству новых предприятий, так и по расширению существующих производственных мощностей Китай сегодня лидирует, демонстрируя наименьший уровень капитальных затрат на тонну получаемого глинозема. А значит, процесс сокращения импорта глинозема на фоне роста импорта бокситов и увеличения собственной их добычи

продолжится. Это дает дальнейший значительный стимул китайской алюминиевой промышленности в захвате лидирующих позиций в мире.

И все бы так и было, если бы не одно «но». Это стоимость электроэнергии (рис. 13, 14).

Анализ, проведенный аналитиками компании Hatch, показывает, что по этому показателю Китай является самым «непривлекательным» регионом для строительства заво-

дов по производству первичного алюминия. Добавим также, что кроме высокой цены Китай страдает также от физического недостатка электроэнергии. Отключения электричества, попытки государства через доступ к импортируемому сырью ограничить производство на ряде предприятий, особенно мелких, использующих устаревшую техническую базу, — это реальность китайской промышленности (рис. 16). Конечно, это проблема временная. Китай, по всей видимости, сделал ставку на ускоренное создание атомной

энергетики. Проблема сложная, но решаемая, особенно в условиях государственного регулирования экономики и возможности концентрации ресурсов на критичных направлениях. Но конкурентам и, особенно, нам это дает необходимую паузу, которой следует распорядиться быстро и с толком.

Можно подвести некоторые итоги. Первое, что хотелось бы отметить, что в краткосрочной перспективе, по крайней

мере, в выигрыше оказываются те компании, которые обладают доступом к энергоресурсам и сделали ставку на производство первичного алюминия, даже в ущерб его дальнейшей переработке. Такая позиция, с точки зрения сегодняшнего рынка, выглядит наиболее привлекательно. Второе заключается в том, что резкий спекулятивный рост цен на рынке алюминия представляется все же не очень вероятным. По-видимому, рынок останется сбалансированным. Рост цен, естественно, может происходить, он будет обусловлен, в первую очередь, ростом цен на электро-

энергию, который, скорее всего, будет достаточно плавным. В отрасли сохранится высокий уровень энергетической конкуренции. Это будет приводить к дальнейшему перераспределению долей в мировом производстве от развитых старан к развивающимся.

И третье — дефицит электроэнергии в Китае, практически последний барьер, который отделяет эту страну от доминирования на рынке. Скорость ликвидации энергодефицита будет свидетельствовать, в частности, и о том, насколько сильна тяга Китая к этой почетной роли.

Рубрика: Без рубрики

Комментарии закрыты.