МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ

По объемам производства черная металлургия занимает первое место среди промышленных отраслей экономики Украины. Объем вырабатываемой ею продукции достигает 30% от общего объема производства, она дает более 40% валютных поступлений, в отрасли занято около 10% работающего населения страны, поэтому черная металлургия имеет для Украины важнейшее экономическое значение.

Особенностью украинской металлургии является высокая доля экспорта в структуре продаж. Еще во времена СССР львиная доля стали, производимой на металлургических предприятиях Украинской ССР, поставлялась в другие Советские Республики. После получения независимости Украина осталась с мощным металлургическим сектором, возможности которого намного превышали потребности страны. Эти факторы привели к значительной экспортной ориентации металлургии: на внешних рынках реализуется более 80% производимой продукции, что связано, в первую очередь, с недостаточным спросом внутри страны, а также выгодным географическим положением. По данным Минис-

терства промышленной политики Украины, потребление стали на внутреннем рынке составляет всего около 13%.

Нынешнее конкурентное преимущество украинской металлургии — качественные и относительно дешевые полуфабрикаты.

Что касается стимулирования внутреннего металлопотреб-ления, то этот вопрос пока остается на уровне теории — ни один масштабный проект ни в машиностроении, ни в энергетике, ни в жилищной сфере не был реализован. Поэтому в ближайшие годы Украина будет оставаться экспортоориен-тированным государством в сфере черной металлургии, сконцентрированном на полуфабрикатной продукции.

Однако даже в этом сегменте украинским металлургам необходимо укреплять свои позиции. То, что они могут легко пошатнуться, видно на примере китайского рынка, который за последние два года Украина почти полностью потеряла. Еще в 2016 году Украина поставляла в Китай до четверти всей стальной продукции, сегодня поставки туда очень незначительны (рис. 3). Потерю азиатских рынков частично компенсировали поставки в страны Ближнего Востока.

Несмотря на потерю ключевых рынков сбыта украинской металлопродукции, предприятия черной металлургии смогли нарастить производство продукции в натуральных показателях, одновременно декларируя снижение финансовых показателей на фоне роста цен на металлопродукцию на мировом и внутреннем рынках.

Из числа объективных причин этого следует отметить реальный рост себестоимости производства за счет роста цен на газ — для промышленных производителей цены на газ на

протяжении 2016—2017 годов выросли фактически в 1,5 раза (до 140 долл. за 1000 кубометров); на электроэнергию — до 45%; железнодорожные тарифы для металлургов выросли в среднем на 50%.

Тем не менее, даже после повышения цен на энергоносители украинская металлургия остается весьма конкурентоспособной, хотя ее показатели рентабельности начали снижаться. Во многом это можно объяснить некоторым занижением финансовых показателей, а также практикой применения трансфертного ценообразования (табл. 3, 4).

«СВОБОДНЫХ» КОМПАНИЙ УЖЕ НЕТ

На сегодняшний день фактически все предприятия ГМК Украины контролируются финансово-промышленными группами (ФПГ) (табл. 5).

Приобретая металлургические активы, ФПГ при этом преследуют различные цели. В связи с этим условно можно выделить две модели стратегии развития своих активов.

Первая модель предполагает получение так называемой быстрой прибыли путем стимулирования продаж наиболее востребованного на внешних рынках сортамента, выпуск которого осуществляется наименее затратным способом. Как правило, в этом случае мы не наблюдаем реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие технологического и производственного потенциала предприятий. Например, данная модель характерна для одной из крупных украинских ФПГ «Приват».

Особенностью деятельности группы «Приват» является развитие банковского бизнеса за счет вложения прибыли,

полученной от сбыта металлопродукции (и нефтепродуктов, где группа владеет значительной долей в украинской нефтедобыче и нефтепереработке). Это означает, что горно-металлургические активы рассматриваются данной ФПГ в основном как средство получения быстрых денег для последующего их запуска в финансовый оборот. ФПГ может работать при непрозрачной структуре акционеров, используя посредников, применяя трансфертное ценообразование, поэтому говорить о консолидации метпредприятий и выходе на IPO преждевременно.

ФПГ «Приват» не является классическим металлохолдин-гом, построенным по принципу «уголь—кокс—руда—металл». Наиболее вероятным сценарием может стать последующая продажа группой своих горно-металлургических активов. Следует отметить, что некоторые предприятия ФПГ уже планируется выставить на продажу. Речь идет о коксохимическом заводе «Баглейкокс» и ГОКе «Сухая Балка».

Вторая модель стратегии развития горно-металлургических активов предполагает, в первую очередь, развитие технологического и производственного потенциала предприятий, что требует внедрения долгосрочных инвестиционных проектов с целью обретения максимальной конкурентоспособности продукции.

Деятельность таких ФПГ не ограничивается только построением схем производитель—потребитель. Сегодня их задачей является создание стратегически значимых многопрофильных производственных активов не только за счет своих внутренних, но и за счет покупки европейских активов. Правда, в отличие от мировых стальных корпораций, которые покупают активы в других регионах с целью получить доступ к сырью и производственным ресурсам, для украинских металлургов, в первую